Этап пред науки
Античность
Наука на этом этапе развивалась внутри философии, будучи включенной в нее. Педагогическая мысль в этот период была представлена двумя направлениями: философскими идеями о человеке, его воспитании и образовании, развиваемыми в учениях великих философов: Платона, Аристотеля, Сократа, стоиков и в накапливаемом опыте педагогов практиков- Ксенофонт «Об обучении оратора».
В наследии Платона,для последующего развития педагогики как науки, нам важны идеи:
-об отношении государства к образованию, о подчинении образования и воспитания интересам государства;
-об образовании как самостроении личности, направленном на постижение высших идей и смыслов (пайдейя). Высший идеал образования –подготовка философа, готового к умозрению;
-о содержании воспитания и образования, определяемом античной традицией и требованиями государства.
Основные педагогические идеи Платона представлены в его работе «Государство».
В наследии Аристотеля нам важны идеи:
-о содержании воспитания и образования
- о воспитании готовности к содержательному досугу;
-о подчинении воспитания и образования интересам государства и государственной политике;
Сократ не оставил письменного наследия, но его идеи, записанные Платоном и представленные в Диалогах Платона, позволяют увидеть следующие важные для педагогики идеи:
-воспитание опирается на сообщение знания. «Смелый тот, кто знает, что такое смелость, нравственный тот, кто знает, что такое добродетель.
-главным в воспитании является воспитание добродетели;
-пути воспитания и образования должны быть обращены к самопознанию;
-воспитание должно стать достойной профессиональной деятельностью;
Процесс познания себя, направляемый педагогом, Сократ назвал майевтика.
Майевтика и сегодня пользуется большой популярностью.
Стоики (Зенон, Сенека, Эпиктет, 3 в.до н.э. -2 в.н.э.) выдвинули идеи самостроения человека, соблюдения бесстрастия, умеренности, терпения, мужественного перенесения ударов судьбы, достоинства.(«Сохраняй свое достоинство и честь чего бы тебе это не стоило»).
Марк Фабий Квинтилиан (римский педагог, оратор 42-118)в своей работе «О воспитании оратора» предложил не философские, а собственно педагогические, методические советы об обучении учеников.Таким образом, на до научном этапе сложились основные концептуальные подходы к пониманию назначения воспитания и образования и о требованиях к этим процессам и к их организации.
Приложение.
Из текстов, предложенных а Приложении составить ответы на вопросы по каждому автору, желательно использовать прямую речь авторов в кавычках, сокращая текст.
Эпоха Средневековья (V-XVI) также относится к донаучному периоду в развитии науки. Если в Античности в центре рассматривался человек политический и воспитание и образование были подчинены интересам государства, то Средневековье видит в человеке –творение по образу и подобию Бога, процесс воспитания направлен на недопущении греховности, а смысл образования нацелен на проникновение в смысл божественных книг.
В период Возрождения (XIV-XVI) с возникновением университетов в процессе обучения появляется схоластика.
Схоластика не являлась собственно наукой.От науки, которая возникнет позже, ее отличали полная изоляция от реальности, от жизни, природы, опыта. Она строила свои доказательства на цитировании, формально логическом оперировании текстом, сопоставлением текстов Священного писания и текстов его комментаторов.
IIЭтап. Возникновение науки. Классический рационализм
Наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI-XVII вв., в эпоху становления капиталистического способа производства.
В конце XVI - начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах. С середины XVII в. буржуазная революция развертывается в Англии, наиболее развитой в промышленном отношении европейской стране.
Буржуазные революции дали мощный толчок для развития промышленности и торговли, строительства, горного и военного дела, мореплавания и т.п. Основной задачей познания стало изучение - на основе реальных фактов - самой природы, объективной действительности. Была выдвинута идея о необходимости господства человека над природой на основе знания ее законов.
В начале, получили развитие астрономия, механика, физика, химия и другие частные науки. Понятия "наука" и "естествознание" в этот период (и даже позднее) практически отождествлялись. Наиболее крупными представителями философии и науки XVI-XVII вв. были Дж. Бруно, Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Локк, Г. Лейбниц и др., которые, как правило, были и выдающимися философами, и крупными естествоиспытателями, и математиками, соединяя эти "ипостаси" в одном лице.
Бэкон один из ярчайших представителей научной революции ввел понятие эмпиризм-опора на факты, полученные в опыте, наблюдении, эксперименте, наука стала формой рационального, организованного знания.
Декарт, выдвинувший идею разума, как критерия бытия человека(я мыслю, следовательно я существую), создал методологические основания картины мира, которые ученые позднее назвали классической рациональностью.
Картина мира,созданная Декартом, и его учение получили название картезианства(Картезий-латинизированное имя Декарта)._
К ним относятся идеи:
-универсального детерминизма, которые позднее получат название каузальности;
-линейности развития, в дальнейшем легшие в основу понимания прогресса;
- рассмотрения целого как суммы частей;
-механицизма- механистического понимания всех явлений;
-редукционизма, представлениясложного явления как сумма упрощенных показателей.
Критерием истинности стали рассматривать объективность, ясность и очевидность представлений, доказательность данными эмпирического материала и контролем коллег.
Стилистика изложения в данный периодприближалась к математическим моделям. Так Спиноза написал книгу «Этика» языком математики.
А. Гейлинкс – предложил понимание человеческого организма как механического устройства наподобие часов.
Исключение (элиминирование) влияния исследователя субъекта при анализе результатов исследования –объектность как условие истинности полученных знаний явилось краеугольным камнем классической рациональности.
Как этап классической рациональности проявился в педагогической науке?
Педагогическая наука также, как и вся наука, получила начало вXVII веке.с трудов чешского мыслителя Ян Амоса Коменского.
Его идеи обусловлены его христианским мировоззрением. Он был епископом протестантской общины «Чешские братья», понимающей человека как самое совершенное божественное творение, которому, чтобы быть человеком, необходимо образование. Поэтому Коменский выдвигает требование «Учить всех».
В Европе XVII века население было почти поголовно неграмотно. Основной силой, направленной на изменение этой ситуации стало движение Реформации. Необходимость чтения Библии каждым, выдвинутая идеологами Реформации, потребовала создания элементарных школ на родном языке. А в школах того времени преподавали на латыне.
Именно эти идеи – создания элементарных школ абсолютно для всех с преподаванием на родном языке стали основополагающими в труде Коменского Великая дидактика.
Но при массовой неграмотности, почти полном отсутствии школ, решение задачи учить всех было возможно только при очень большом количестве детей в классе. Коменский предлагает иметь в классе 200-300 учеников.
Такое большое количество учеников в классе требует соответствующей организации учебного процесса.
Если идея Коменского учить всех восходит к христианскому представлению о человеке и опирается на уже получившие распространение требования протестантизма, то его рассуждения об организации учебного процесса опираются на распространяющиеся представления классической рациональности, на идеи Декарта, с которым Коменский дружил и переписывался.
Прежде всего, это идеи механицизма.
Школа рассматривается как машина, аналоги которой он видит в образе печатного станка, водопровода и механических часов. Большое число детей в классе, в следствии поставленной задачи дать элементарные знания немедленно и сразу огромному количеству учеников, исключало возможность индивидуального подхода, обуславливало необходимость классно урочной системы, четкости форм дисциплины, жесткого контроляза учителем, единых стандартных учебников(партитур). Все эти принципы организации школы как машины являются отражением механистических представлений того времени.
Сохранность и востребованность модели школьного обучения, предложенной Коменским, говорит о доминирующем влиянии принципов классической рациональности на развитие педагогической науки вплоть ло сегодняшнего дня.
Приложение 2






