Информационно-поисковая система «Профессиография»

И 60-е гг. XX в. когда была поставлена задача создания системы

профориентации и профконсультации для молодежи, психологи

лификсировали ситуацию организационного и информационного

Кризиса в области знаний о профессиях. Проявления кризиса сос-

тояли в том, что отсутствовала единая согласованная программа

шишиза профессий, сложно было сравнивать данные, накоплен-

ные разными исследователями, информация о профессиях была

рассеяна по разным источникам и трудно доступна не только для

вселения, но и для профконсультантов и специалистов-профес-

сиографов. Объемы информации о профессиях требовали разра-

ботки классификации и технологий поиска (Галкина О. И. и др.,1971)

И На решение задачи по сбору и упорядочению информации о профессиях были мобилизованы сотрудники отдела психологии Иуда ВНИИ профтехобразованияГоспрофобра СССР (г. Ленин-Вад) под руководством Е. А. Климова. Итоги этой работы нашли Выражение в книге «Информационно-поисковая система «Про-фессиография»«(ИПСП) (Л., 1972).

ИПСП предполагала всестороннее изучение профессий (с точки зрения социально-экономической, производственно-технической, санитарно-гигиенической и психофизиологической). Было охва-тано огромное число профессий: от неквалифицированных видов иуда до профессий, требующих высшего образования. Классифи-кационные признаки профессий объединялись в пять групп: 1) общие сведения о профессии (название профессии, специальности, вида работы; принадлежность к отрасли народного хозяйства, распространенность, численность работников, средний заработок);

2) подготовка кадров (тип учебного заведения; длительность обучения; условия приема на учебу, уровень итоговой квалификации; перспективы профессионального роста); 3) типовые производственные показатели работы (виды труда; шредмет и цели работы; тип используемых орудий; важнейшие Обязанности работника; виды трудностей, ошибок, возможность юварий по вине работника; преобладающий тип деятельности по tee содержанию; формы организации труда и характер социальных (связей в труде);

4) санитарно-гигиенические условия труда (профессиональные [вредности, медицинские противопоказания); 5) психофизиологическая характеристика труда (120 признаков):

- сенсорные процессы и перцептивные действия;

- психические процессы по хранению, переработке информа
ции, принятию решения — наблюдение, память, мышление, ре
чевые функции;

- моторные компоненты деятельности;

- эмоциональный фон трудовой деятельности — особенности!
регуляции трудового поведения, характер нервно-психическо|
напряженности;

- индивидуально-личностные качества — помехоустойчивое]
выносливость, быстродействие, уравновешенность, активность
волевые качества, трудолюбие, коммуникативность, гуманность.

Каждый признак оценивался по степени выраженности; npи этом использовались градации: высокая и постоянная, высокая периодическая, умеренная. В итоге каждая профессия могла бьппредставлена в виде графического профиля степени выраженной сти структурных компонентов профессиональной деятельное оцененных по девяти шкалам (по соотношению в труде процессор приема или отдачи информации; по преобладанию репродуктивных или поисковых компонентов; познавательных или двигате; ных компонентов; чувственных или логических составляющий мышления; координационно-точностных или силовых компоневдтов; свободного или лимитированного во времени режима работы; широких или узких социальных связей; по наличию или от сутствию в труде эмоционально-напряженных ситуаций; соотношению в деятельности устойчивых или изменчивых компонент тов).

Была составлена компактная методика сбора, хранения и поиска информации о профессиях. При этом в качестве носителе! информации использовались карты с краевой перфорацией. Формализованные признаки профессии в рамках перечня дескрипторов (их присутствие или отсутствие) отмечались на краевой перфорации. В центре карты помещалось неформализуемое качественное содержание. База данных могла постоянно пополняться.

Информационно-поисковая система позволяла выяснить сведения о конкретной профессии (по ее названию), получить перечень (множество) профессий по заданному одному или нескольким признакам (если эти поисковые признаки были в перечне дескриптивных признаков) или группу профессий по заданным! нескольким признакам. С помощью спиц, которые вставлялись в пронумерованные отверстия карты, и встряхивания блоков мас-| сива карт можно было выделить искомую группу профессий ж собранного информационного массива. Например, в процессе профконсультирования выяснялось, что девушка любит срисовывать картинки, шить, читать книги, что у нее есть проблемы со здоровьем — плохой слух, ей трудно дается математика, особенно геометрия и стереометрия. Она хотела найти профессию, котсИрую можно было бы получить в профтехучилище или техникуме, чтобы быстрее зарабатывать деньги, так как живет с бабушкой, без родителей. В беседе выделялся набор желательных признаков и признаков-ограничений (противопоказаний).

Поиск профессии или группы профессий проводился вручную, но собранная информационная база данных и, главное, логика, принципы формирования такого рода информации вполне соответствуют современным требованиям к упорядочению сведений для использования современных информационных технологий. Поэтому если какой-либо профориентационный центр района, ргорода, региона захотел бы создать компьютерную систему поис-еа профессий, опыт создания профессиоведческой поисковой гистемы на перфокартах мог бы служить ее научно-методологи-

ССКОЙ ОСНОВОЙ.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: