Внутрикорпоративная реорганизация путевого комплекса, развитиеконкуренции на рынке ремонта пути и производства материалов ВСП,структра управления путевым комплексом

ПМ 04. Участие в организации деятельности структурного подразделения

 

 

Учебное пособие для студентов специальности

 

Строительство железных дорог,путь и путевое хозяйство

 

 

Введение

Одной из наиболее важных отраслей железнодорожного транспорта является Путевое хозяйство. В настоящее время на его долю приходится около 51% основных средств железных дорог, более 20% общей численности работников железнодорожного транспорта.

Стратегическое реформирование российской экономики, ее отраслевого сегмента, обусловило пристальное внимание к смене парадигмы профессионального образования. Современному производству требуются специалисты, способные свободно ориентироваться в новой экономической ситуации, нацеленные на максимальную реализацию профессионального потенциала, тяготеющие к постоянному совершенствованию и самообразованию.

Результатом реализации образовательной программы ПМ 04 «Участие в организации деятельности структурного подразделения» МДК 04.01 «Экономика, организация и планирование в путевом хозяйстве» должно стать освоение обучающимися следующих профессиональных компетенций:

ПК 4.1. Планировать работу структурного подразделения при технической эксплуатации, обслуживании и ремонте пути, искусственных сооружений.

ПК 4.2. Осуществлять руководство выполняемыми работами, вести отчетную и техническую документацию.

ПК 4.3. Проводить контроль качества выполняемых работ при технической эксплуатации, обслуживании, ремонте, строительстве пути и искусственных сооружений.

ПК 4.4. Обеспечивать соблюдение техники безопасности и охраны труда на производственном участке, проводить профилактические мероприятия и обучение персонала.

ПК 4.5. Организовывать взаимодействие между структурными подразделениями предприятия.

Студенты должны приобрести практический опыт организации и планирования работы структурных подразделений путевого хозяйства. Научиться рассчитывать по принятой методике основные техникоэкономические показатели деятельности предприятий путевого хозяйства. Ознакомиться с организацией производственного и технологического процессов; формами оплаты труда, материально-техническими, трудовыми, финансовыми ресурсами отрасли; показателями их эффективного использования.

 

Тема 1 Экономика путевого хозяйства – часть экономики железнодорожного транспорта

Лекция1 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ – ОСНОВА ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ.

2 Содержание:

Роль транспорта в процессе общественного производства и в жизниобщества. Состав транспортной системы Российской Федерации,преимущества железнодорожного транспорта. Высокоскоростноедвижение и его значение для сохранения ведущей роли

Железнодорожного транспорта в удовлетворении пассажирских

Перевозок населения. Продукция транспорта, ее особенности и

Измерители. Концепция развития отрасли. Характеристика объемныхпоказателей:грузооборота, пассажирооборота, грузонапряженности.

Внутрикорпоративная реорганизация путевого комплекса, развитиеконкуренции на рынке ремонта пути и производства материалов ВСП,структра управления путевым комплексом.

& Блок информации, обязательной для освоения:

Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.

Железная дорога - это многопрофильное хозяйство, главной задачей которого является руководство работой региональных отделов дорог в выполнении плана в перевозке грузов и пассажиров с наименьшими затратами.

Основные технико-экономические особенности железнодорожного транспорта:

1. Наличие непрерывной рельсовой связи с подавляющим большинством промышленных и сельскохозяйственных предприятий, строек, баз и т.д. (подъездные пути)

2. Возможность сооружения дорог на любой сухопутной территории страны (там, где много рек и морей).

3. Высокая провозная и пропускная способность железных дорог

(двухпутная железнодорожная линия с автоблокировкой в одном направлении может провести в год более 100 млн. т груза, а по однопутному участку 17-18 млн. т груза).

4. Сравнительно невысокая себестоимость перевозок (относительно).

5. Возможность осуществления перевозок равномерно во все времена года и суток, что обеспечивает бесперебойную доставку сырья и топлива предпринимателям и вывоз готовой продукции.

6. Высокая скорость движения, маневренность и сроки доставки грузов, сравнительно с речным и морским транспортом.

7. Более короткий по сравнению с водным транспортом путь следования грузов.

8. Совершенная технология перевозок.

1 октября 2003 года – начало деятельности ОАО "РЖД". Учредителем и единственным акционером ОАО "РЖД" является Российская

Федерация. От имени Российской Федерации

полномочия акционера осуществляет Правительство Российской Федерации.

Имущество компании было сформировано путем внесения в уставный капитал ОАО "РЖД" по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта. По состоянию на 31.12.2009 г. в собственности компании находятся 385 тыс. объектов недвижимости (включая земельные участки).

Миссия компании состоит в удовлетворении рыночного спроса на перевозки, повышении эффективности деятельности, качества услуг и глубокой интеграции в Евроазиатскую транспортную систему.

Главные цели деятельности общества - обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в железнодорожных перевозках, работах и услугах, оказываемых железнодорожным транспортом, а также извлечение прибыли.

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" входит в мировую тройку лидеров железнодорожных компаний. Это определяют следующие факторы:

- огромные объемы грузовых и пассажирских перевозок;

- высокие финансовые рейтинги;

- квалифицированные специалисты во всех областях железнодорожного транспорта;

- большая научно-техническая база;

- проектные и строительные мощности;

- значительный опыт международного сотрудничества.

Стратегические цели компании:

• увеличение масштаба транспортного бизнеса;

• повышение производственно-экономической эффективности;

• повышение качества работы и безопасности перевозок;

• глубокая интеграция в Евроазиатскую транспортную систему; •повышение финансовой устойчивости и эффективности.

Виды деятельности:

• грузовые перевозки;

• пассажирские перевозки в дальнем сообщении;

• пассажирские перевозки в пригородном сообщении;

• предоставление услуг инфраструктуры;

• предоставление услуг локомотивной тяги;

• ремонт подвижного состава;

• строительство объектов инфраструктуры;

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; •предоставление услуг социальной сферы •прочие виды деятельности.

Органы управления ОАО "РЖД"

1. Общее собрание акционеров. Поскольку единственным акционером общества является Российская Федерация и от ее имени полномочия осуществляются Правительством РФ, то решения собраний акционеров принимаются Правительством единолично и оформляются письменно.

2. Совет директоров общества. Назначается Правительством РФ.

3. Президент общества. Назначается Правительством РФ.

4. Правление общества. Филиалы ОАО "РЖД":

• филиалы – железные дороги;

• функциональные филиалы;

• филиалы – перевозочные компании;

• филиалы в области технико-экономического и финансового обеспечения;

• филиалы в области капитального строительства;

• филиалы в области ремонта подвижного состава;

• филиалы в области путевого хозяйства;

• филиалы в области информатизации и связи;

• филиалы в области социальной сферы; •филиалы – проектные бюро;

• иные филиалы.

Специфика перевозочного процесса требует организационной неделимости системы всей сети железных дорог.

Подразделения обособлены. Недостаток производственных возможностей на одном из них не может быть компенсирован резервом, имеющимся на другом. Границы обращения подвижного состава не совпадают с границами предприятий. В таких условиях эффективно управление из одного центра.

Однако огромный объем работы, быстрое изменение производственной ситуации не позволяют при существующих технических средствах управлять перевозочным процессом из одного центрального органа. Поэтому сеть железных дорог поделена на отдельные территориальные участки, в пределах которых осуществляется оперативное управление перевозочным процессом.

Первичным звеном такого деления являются диспетчерские участки. Несколько диспетчерских участков образуют первично территориальное подразделение транспорта. В его пределах вся совокупность основных фондов первичного конвейера соединяется в единый производственный механизм. В филиале сосредоточено оперативное управление перевозочным процессом, здесь организуется и согласуется деятельность всех звеньев, участвующих в перевозочном процессе.

Территориальными подразделениями более высокого уровня являются железные дороги, деятельностью которых руководит ОАО "РЖД".

В ОАО "РЖД" входят 16 филиалов железных дорог (ВосточноСибирская железная дорога; Горьковская железная дорога; Дальневосточная железная дорога; Забайкальская железная дорога; Западно-Сибирская железная дорога; Калининградская железная дорога;

Красноярская железная дорога; Куйбышевская железная дорога;

Московская железная дорога; Юго-Восточная железная дорога; СевероКавказская железная дорога; Северная железная дорога; Свердловская железная дорога; Сахалинская железная дорога; Октябрьская железная дорога; Приволжская железная дорога), а так же иные филиалы.

Переход к целевой системе управления Центральной дирекции инфраструктуры осуществляется посредством реализации мероприятий, предусматривающих формирование, упразднение, слияние и разделение элементов организационной структуры Компании, переподчинения их, изменения функций структурных подразделений (должностных лиц), формирования регламентов и процедур для процессов управления.

Указанные изменения реализуются через подготовку новых Положений о структурных подразделениях, должностных инструкций, стандартов предприятия в области реализации управленческих процессов, информационного взаимодействия (в частности, системы управленческого учета и внутрифирменной отчетности, документооборота).

Основные задачи Центральной дирекцииинфраструктуры (согласно Положению о ЦДИ):

1) управление технологическим комплексом инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользовании (далее - инфраструктура), в том числе обеспечение ее посменной технической готовности к перевозке грузов и пассажиров;

2) недопущение на инфраструктуру технически неисправного подвижного состава, машин и механизмов, потенциально создающих риски причинения вреда объектам инфраструктуры и неисполнения графика движения поездов;

3) обеспечение безопасности движения поездов, охраны труда, пожарной и экологической безопасности;

4) оптимизация и развитие своих производственных мощностей и трудовых ресурсов.

Основные задачи по обслуживанию инфраструктуры железнодорожного транспорта:

1) Оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных услуг, связанных с предоставлением этой инфраструктуры (ее элементов).

2) Оказание услуг по предоставлению железнодорожных путей необщего пользования, принадлежащих обществу.

3) Выполнение работ по эксплуатации, содержанию и ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования Финансово-экономическое подразделение блока управления:

Финансово-экономический блок Центральной дирекции инфраструктуры:

- организует работу по созданию условий для экономического развития инфраструктурного комплекса железнодорожного транспорта с целью достижения наибольшей эффективности его работы;

- участвует в разработке совместно с департаментами и управлениями ОАО "РЖД" краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных прогнозов и стратегических планов развития железнодорожного транспорта;

- совместно с департаментами, управлениями и железными дорогами ОАО "РЖД" участвует в разработке единой отраслевой стратегии по основным направлениям экономической и хозяйственной деятельности железных дорог.

Основные цели совершенствования системы планирования и бюджетирования ЦДИ:

- обеспечение связи системы планирования и бюджетирования с системой стратегического управления;

- повышение финансовой прозрачности;

- структурирование системы разграничения полномочий и ответственности, повышение ответственности за финансовые результаты деятельности;

- обеспечение контроля достижения целевых показателей подразделениями;

- повышение эффективности использования основных фондов, материальных и финансовых ресурсов;

- обеспечение возможности оперативного получения информации о результатах выполнения планов по уровням управления;

- обеспечение координации деятельности подразделений в процессе формирования, корректировки и исполнения бюджетов.

Одной из основных задач совершенствования системы планирования и бюджетирования Центральной дирекции инфраструктуры является координация текущей деятельности предприятия в целях достижения целевых значений ключевых показателей эффективности.

Инфраструктура Центральной дирекции:

Управление вагонного хозяйства

Управление объектов технологического и коммунальногоназначения

Управление электрификации и электроснабжения

Управление автоматики и телемеханики

Управление пути и сооруженийСлужбамеханизации

Капитальное строительство железных дорог осуществляют:

Ø Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта

Ø Дирекция по строительству объектов железнодорожного транспорта

Ø Дирекция по строительству объектов железных дорог Юга России

Ø Дирекция по строительству сетей связи ØСтроительно-монтажный трест «ЖЕЛДОРТРЕСТ»

Информация и связь:

Ø «ТРАНСИНФОРМ»

Ø Главный вычислительный центр ØЦентральная станция связи (ЦСС)

Социальная сфера представлена:

Ø Дирекцией медико-технического и фармацевтического

обеспечения

Ø Дирекцией медицинских учреждений

Ø Дирекцией оздоровительных учреждений

Структурные подразделения ОАО «РЖД»:

Дирекция по ремонту пассажирского состава «ВАГОНРЕММАШ»

Дирекция по ремонту подвижного состава

Заводская инспекция по контролю производства ремонта пассажирского моторвагонного подвижного состава

Инспекция вагонного хозяйства

Инспекция локомотивного хозяйства

Инспекция по контролю производства и ремонту пассажирских вагонов

Инспекция путевого хозяйства

Проектно-технологическо-конструкторское бюро по пути и путевым машинам

Центр контроля и внутреннего аудита «ЖЕЛДОРКОНТРОЛЬ»

Центр управления перевозками

Центр фирменного транспортного обслуживания ОАО "РЖД" Центральный физкультурно-спортивный клуб «ЛОКОМОТИВ»

 

 

@ Самостоятельная работа обучающегося:

 

Изучить материалы сайта ОАО «Российские железные дороги» - http://rzd.ru/и на их основе подготовить компьютерную презентацию по теме «История создания и современное состояние ОАО «РЖД» - объем работы 15 слайдов

 

 

? Вопросы для самопроверки:

 

1. Каковы преимущества и недостатки железнодорожного транспорта?

2. Когда и для чего было создано ОАО «РЖД»?

3. Какие виды деятельности может осуществлять ОАО «РЖД»?

4. Какова структура Компании?

5. Какими структурными подразделениями представлена социальная сфера деятельности акционерного общества?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: