Межличностные отношения в группах

КАКИМИ БЫВАЮТ ГРУППЫ

В литературе приводится много различных подходов к проблеме классификации групп, называются разные основания этих классификаций. Остановимся на наиболее принятых.
Прежде всего среди групп выделяют условные и реальные группы. Условными (или номинальными) называются группы, в которые объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом. Люди, объединенные в эти группы, могут не только никогда не встречаться, но и ничего не знать друг о друге. Так, в статистике выделяют условные группы людей по какому-то признаку. Например, из жителей того или иного субъекта РФ статистически выделяют группу людей, имеющих определенный уровень образования, или определенное заболевание, или нуждающихся в отдельном жилье. (Опираясь на определение группы, объясните, почему выделенная таким способом группа будет условной.) В условные группы людей объединяют также по таким признакам, как характер деятельности, пол, возраст, национальность и др. (Подумайте, какие еще признаки могут быть положены в основу выделения условных групп.)
В противоположность условным реальные группы — это действительно существующие объединения людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему. Реальные группы возникают либо в связи с потребностями общества (создаются различными организациями), либо по желанию включенных в эту группу людей (возникают как добровольные объединения). К реально существующим группам, к примеру, относится семья, бригада рабочих, студенческая группа, школьный класс, дворовая компания.
Для понимания особенностей социально-психологического исследования важно различать среди реальных групп лабораторные и естественные группы. Лабораторные группы создаются специально социальными психологами для выполнения экспериментальных заданий в связи с целями своих исследований. Например, во время одного из экспериментов, в ходе которого изучалось влияние телепередач на детскую агрессию, в лабораторную группу были объединены несколько учащихся начальной школы. Исследователи организовали просмотр телепередач в лаборатории, чтобы можно было контролировать «количество» жестокости, свидетелями которой становились дети, и прослеживать ее влияние на поведение детей.
Естественные группы возникают в ходе развития общества. В связи с численностью их участников среди естественных групп выделяют большие и малые группы. Примерами больших естественных групп являются этнические группы, профессиональные группы, половозрастные группы (в частности, молодежь, пенсионеры и т. д.). Примеры малых естественных групп — школьные классы, спортивные команды, дворовые компании друзей.
Возникновение социальной психологии как науки обычно связывают с первыми попытками изучения психологических явлений в больших группах (вторая половина XIX в.). Изучалась, к примеру, «психология народов», «психология масс». Начиная с 20-х гг. XX в. социальные психологи сосредоточились на изучении малых групп. Подробно вы познакомитесь с большими группами в 11 классе. Здесь мы упоминаем их, чтобы дать целостное представление о том, какими бывают группы.
Среди естественных групп выделяют первичные и вторичные. Критерий выделения — наличие или отсутствие непосредственных контактов между членами группы. В первичных группах (семья, группа друзей, команда и т. п.) между людьми существуют непосредственные контакты. Вторичные группы — это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные «посредники». Если студенческую группу можно рассматривать как первичную группу, то все студенты курса и факультета составляют вторичное объединение. Первичную группу отождествляют с малой группой, говоря о том, что она выступает частью системы более высокого уровня — вторичного объединения. С этой точки зрения малую группу нередко характеризуют как подсистему.
Теперь посмотрим, какими бывают малые группы.
Исследователи проводят различие между группами формальными (организованными, официальными) и неформальными (неофициальными, спонтанными). Формальные группы создаются определенной организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. Согласно американскому социологу Элтону Мейо (1880—1949 гг.), впервые предложившему деление малых групп на формальные и неформальные, формальная группа отличается тем, что в ней изначально определены статусы ее членов, строго распределены роли, система лидерства и подчинения («структура власти»). К формальным группам можно, например, отнести футбольную команду, в которой изначально четко определены роли каждого из участников: нападающий, защитник, вратарь и т. д. (Приведите свои примеры формальных групп.)
Неформальные группы — это добровольные сообщества людей, которые складываются на основе общих интересов, дружеских связей, взаимных симпатий. Они возникают без какой-либо помощи, а иногда и вопреки желанию организации или других формальных структур. Ни статусы, ни роли в таких группах не предписаны, в них нет заданной системы взаимоотношений, но существуют свои неписаные правила и нормы, касающиеся допустимого поведения и обязанностей. Неформальная группа может возникнуть внутри формальной. Например, в школьном классе как формальной группе могут возникнуть более мелкие группы, состоящие из приятелей или друзей, объединенных общим интересом. Неформальная группа может также возникнуть не внутри той или иной формальной группы, а вне ее, как самостоятельная. Так возникают, например, дворовые компании. Иногда в рамках таких групп, несмотря на их неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда они приобретают некоторые черты формальных групп: в них можно различить позиции и роли. (Вспомните, например, Тимура и его команду, описанную в книге А. П. Гайдара.) Социальные психологи зачастую рассматривают структуру формальных и неформальных отношений, различая не группы, а тип и характер отношений внутри их.
Еще одна часто встречающаяся в литературе классификация — «группы членства» и «референтные группы» (от лат. refero — соотношу, англ. torefer — относить, соотносить).

РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ

Основанием для выделения референтных групп служит степень значимости группы для формирования установок индивида, его ориентации на групповые нормы и ценности в своем поведении, оценке поведения других людей и самооценке.
Группы, которые рассматриваются индивидом только как место его пребывания и не влияют на систему его ценностей, социальных установок, являются для него группами членства.
Например, купив туристическую путевку, человек обычно становится членом формальной (организованной) туристической группы. Такую группу можно считать группой членства, поскольку степень ее значимости для человека и степень ее влияния на систему его ценностей достаточно невелика.
Группы, реальные или условные, значимые для человека, с которыми он соотносит себя как с эталоном, нормы, ценности, мнения и оценки которых он разделяет, сравнивает с ними свои взгляды и поступки, называют референтными группами. Ввел это понятие американский социальный психолог Г. Хаймен (род. в 1942 г.), установивший при исследовании студенческой группы, что часть ее членов разделяют нормы поведения, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются.
Среди функций, которые выполняет референтная группа, выделяют нормативную и сравнительную. Нормативная функция состоит во влиянии группы на нормы поведения, социальные установки и ценностные ориентации индивида. Сравнительная функция проявляется в том, что система ценностей, норм и правил группы выступает дли индивида своеобразным эталоном поведения, с помощью которого он может оценить себя и других.
У каждого индивида обычно имеется значительное число референтных групп, что связано с разнообразием его интересов, видами деятельности, которыми он занят, его мечтами, желаниями и т. д. (например, семья, какой-либо клуб или спортивная секция, музыкальный ансамбль и т. д.). Референтной может быть для человека как реальная (например, компания во дворе или близкие друзья), так и условная группа. Если референтной выступает условная группа (например, герои книг, писатели или ученые прошлых времен и т. п.), человек, как правило, строит свои предположения о возможном мнении этой группы о себе. Для подростка условную референтную группу нередко составляют отец, близкий друг, кумир, литературный герой, музыкант-исполнитель и т. п.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППАХ

Психологически группа складывается из разного рода межличностных отношений людей к общему делу и друг к другу.
Отношения в группе образуют сложную, изменяющуюся систему. В ней выделяют несколько видов отношений.
Отношения, возникающие на должностной основе, принятоназывать официальными. Они устанавливаются утвержденными нормами и правилами (законом, инструкциями, положениями, уставами и т. п.). Например, во многих школах существует перечень требований к поведению учеников в стенах школы. В них, в частности, фиксируется характер отношений между учащимися и учителями, а также между учащимися разных возрастов.
В отличие от них на базе личного отношения человека к человеку в группе складываются неофициальные отношения. Для них не существует общепринятых норм, правил, требований и положений.
В связи с основной для группы совместной деятельности возникают деловые межличностные отношения. Они обусловлены должностным положением членов группы и выполнением ими своих функциональных обязанностей. Независимо от основной деятельности группы возникают личные отношения. Они обусловлены прежде всего симпатиями и антипатиями. Деловые и личные отношения в реальной жизни дополняют друг друга.
Помимо этого, выделяют отношения по вертикали (межличностные связи, образующиеся между людьми, занимающими в официальной или неофициальной структуре группы разное положение) и отношения по горизонтали (межличностные связи людей, занимающих в официальной или неофициальной структуре группы одинаковое положение). Например, отношения между начальником и подчиненным — это отношения по вертикали, а взаимоотношения между коллегами — это отношения по горизонтали.
Нередко различают отношения рациональные, в которых на первый план выступают знания людей друг о друге и их объективные характеристики, и эмоциональные, которые основаны на индивидуальном восприятии человека человеком. Психологов особо интересуют закономерности таких эмоциональных отношений, как дружба, привязанность, любовь, симпатия и антипатия между членами группы.
Межличностные отношения в группе — это сложная система связей личности с группой и каждым ее членом. Эти отношения ощущаются и субъективно переживаются личностью.
Практические исследования структуры межличностных отношений в малых группах связаны с работами австрийско-американского психолога, психиатра и философа Якоба Морено (1892—1974 гг.). В своих трудах он обосновал метод социометрии (от лат. societas — общество и греч. metreo — измеряю). Социометрия — это измерение отношений внутри группы по критериям (вопросам), охватывающим наиболее значимые для данной группы ситуации общения. Метод социометрии основан на том, что определение отношений в группе связано с поведением людей в ситуациях выбора. В социометрии такую ситуацию создают специальные вопросы — социометрические критерии. Например: «С кем вы хотели бы дежурить по классу?» или «С кем вы хотели бы пойти в театр?». Вопросы формулируются так, чтобы выявить характер взаимоотношений между членами группы и классифицировать их как тяготение, отталкивание или безразличие.
В самом простом варианте социометрический метод заключается в анализе выборов, осуществляемых всеми входящими в группу людьми. При этом возможны один выбор (например, по вопросу требуется указать одного человека) или несколько выборов по степени значимости («Кого вы выбираете в первую очередь, вторую, третью и т. д.»). С помощью данного метода можно определить положение, которое занимает каждый член группы в системе межличностных отношений.

 

ИТОГО:

По численности: малые, средние, большие.

По характеру взаимодействия: первичная, вторичная.

По факту существования: номинальная, реальная.

По способу организации: формальная и неформальная.

По социальному положению: этническая группа, территориальная группа, демографическая группа, конфессиональная группа.

МАЛЫЕ ГРУППЫ

С малыми группами человек связан с момента своего рождения. В малых группах он получает информацию о мире, строит отношения с другими людьми и организует свою деятельность. В малых группах проявляются общие закономерности каждой из трех сторон общения. Через такую группу личность познает ценности и нормы, которые формируются в обществе.
В социальной психологии проблема малых групп составляет наиболее интенсивно разрабатываемую область исследований. Социальные психологи изучают психологические особенности, закономерности, процессы, возникающие в малых группах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: