Межличностные отношения при глубоких нарушениях зрения

В ходе совместной деятельности и общения люди объединяют­ся в группы и коллективы (ученики одного класса, семья, произ­водственная бригада, студенческая группа и т.п.). Объединение людей в группы может происходить по разным причинам. Но толь­ко тогда, когда группа объединяется общими целями совместной деятельности и эти цели направлены па разрешение общественно значимых задач, она становится коллективом. Члены групп и кол­лективов, будучи связаны общей деятельностью, взаимодействуют друг с другом, оказываются включенными в систему объективных отношений, отражением которых являются субъективные межлич­ностные отношения.

Знание межличностных отношений необходимо педагогам и организаторам производства для успешного управления коллекти­вом, налаживания нормальных межличностных отношений в нем, установления благоприятного социально-психологического клима­та.

Дефекты зрения нарушают взаимодействие человека со средой, в результате при врожденной или рано возникшей слепоте за­трудняется установление социальных связей и отношений. У ос­лепших нарушаются уже сложившиеся связи. На это указывал еще Л.С. Выготский, говоривший, что основные и наиболее тяжелые последствия слепоты связаны с органическим дефектом лишь кос­венно И являются в первую очередь следствием выпадения из кол­лектива, то есть нарушения социальных отношений.

Задача преодоления социальных последствий слепоты была по­ставлена впервые внашей стране в 20-ыс годы в связи с необ­ходимостью пересмотра взглядов на развитие личности аномального ребенка. В общих чертах уже к середине 30-ых годов задача социальной компенсации дефекта были решена. Основную роль в преодолении социальных последствий дефекта сыграли постанов­лении и декреты Советского правительства, направленные на реор­ганизацию обучения, воспитания, социального обеспечения и ле­чении аномальных детей. С этого времени советские дефектологи, основываясь на марксистском понимании общественной сущности личности, Подчеркивают ведущее значение социальных факторов в компенсации и коррекции дефектов психического развития. При этом среди социальных факторов компенсации важнейшую роль отводят коллективу, в котором осуществляется деятельность лиц с аномалиями зрения. Поэтому изучение социальной адаптации сле­пых, их включения в коллективную деятельность представляет со­бой особо актуальную задачу.

Одним из важнейших аспектов этой проблемы является вопрос о взаимоотношениях,- складывающихся между членами разных групп, в которых оказываются лица с нарушенным зрением. Ведь от характера таких взаимоотношений во многом зависит психоло­гическое состояние личности, ее отношение к учебной, трудовой и общественной деятельности, к другим людям, к самому себе.

Выше уже говорилось, что деятельность человека осуществля­ется в тех или иных группах, в общении и взаимодействии с дру­гими людьми. Функционирование группы кик совокупности дейст­вующих индивидов во многом обусловливается характером их меж­личностных отношений, складывающихся на основе эмоциональ­но-оценочного отражения членами группы друг друга.

В исследованиях советских психологов, посвященных изуче­нию коллектива, установлена зависимость взаимоотношений чле­нов группы как от индивидуально-психологических, так и от соци­альных факторов, в частности от характера их совместной деятель­ности. Глубоко и всесторонне роль значимой для коллектива дея­тельности в становлении положительных межличностных отноше­ний была показана выдающимся советским педагогом А.С. Мака­ренко. Давая определение коллектива, он писал: «Первичным кол­лективом нужно называть такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском и идео­логическом объединении» А.С. Макаренко подчеркивал необхо­димость сочетания в коллективе отношений ответственной зависи­мости с личными отношениями- Это создает условия для выполнения коллективом его воспитательной роли по отношению к от­дельным личностям. Здесь важно обеспечить в обшей значимой для коллектива деятельности активную жизненную позицию каж­дого его члена.

Дефекты зрения в зависимости от времени их появления и глубины могут в той иди иной мере обусловливать возникновение условий, препятствующих формированию или проявлению актив­ной жизненной позиции, установлению дружеских и деловых от­ношений с окружающими.

Но в гораздо большей мере положение слепых на протяжении многих веков определялось отношением к ним общества, которое стремилось изолировать инвалидов, выключить их из общественной жизни. Еще в 1900 г. М. Мольденгауэр писал, что слепые охот­нее живут среди своих товарищей по несчастью, предпочитают об­щение с ними, испытывают к ним симпатию и всячески избегают контактов со зрячими.

В дальнейшем па смену филантропическому характеру воспи­тания и призрения слепых приходит система, основанная на новых принципах, Слепые наряду с получением обязательной об­щеобразовательной подготовки стали включаться в общественно полезную трудовую деятельность, что создало благоприятные усло­вия для всестороннего развития их личности.

Однако следует отметить, что в организации коллективов спе­циализированных учреждений для слепых и слабовидящих (детские сады, спецшколы, учебно-производственные комбинаты), наряду с большими возможностями создания оптимальных условий для раз­вития и деятельности, имеются и определенные теневые стороны. Большая часть инвалидов по зрению проводит практически всю жизнь в обществе себе подобных, а это, как уже указывалось, усу­губляет трудности в Налаживании контактов со зрячими, формиру­ет своеобразные изоляционистские установки, сепаратизм психики. Стремление создать инвалидам максимально комфортные условия быта и труда ведет в ряде случаев к образованию своего рода ре­зерватов, на территории которых размешаются комплексы для обу­чения и воспитания, производственные объекты, службы культуры и быта, жилые дома. Разумеется, это не способствует интеграции инвалидов по зрению в общество, затрудняет межличностные от­ношения между ними и нормально видящими. Очевидно, Что для оптимизации упомянутых отношений следует в рамках данной сис­темы расширять взаимодействие слепых и слабовидящих детей и взрослых с нормально видящей частью общества при условии обя­зательной подготовки к контактам такого рола кик тех, так и дру­гих. Внутри коллективов специализированных учреждении межличностные отношения имеют свои особенности.

Первоначально в дошкольном и младшем школьном возрасте межличностные отношения между слепыми и слабовидящими в группах и коллективах складываются своеобразно и оказываются зависимыми от состояния зрения. Социометрические исследования показывают, что в наиболее неблагоприятном статусном положе­нии оказываются тотально слепые. Это объясняется их меньшей мобильностью и активностью, меньшей коммуникабельностью и проявляется в том, что они получают наименьшее количество выборов, оказываясь в положении «отвергаемых» или «изолирован­ных». Правда, их неблагоприятное положение в значительной мере смягчается тем, что мотивы выборов в младшем возрасте во мно­гом зависит от мнения учители, который, зная об этом, может уп­равлять процессом становления коллектива, распределения в нем социальных ролей, создания благоприятного психологического климата.

В среднем и старшем школьном возрасте зависимости межли­чностных отношений от состояния зрения уже не наблюдается, что можно объяснить, во-первых, относительной однородностью кол­лектива (у всех школьников имеется патология зрения) и, во-вторых, тем, что в это время изменяются ценностные ориентации и на первый план выступают морально-волевые и интеллектуаль­ные качества членов коллектива. Л конечный результат формиро­вания этих качеств, как мы уже видели, от состоянии зрительных функций не зависит.

Социально-психологические последствия дефектов зрения проявляются наиболее отчетливо тогда, когда инвалид по зрению попадает в смешанный коллектив, где трудятся или учатся слепые и зрячие (например, на учебно-производственных предприятиях (УПП) обществ слепых работает до 50% нормально видящих). В этих новых для слепого условиях возникают затруднения в деловом и свободном общении. Слепые становятся людьми замкнутыми, уходящими от контактов со зрячими, ориентированными на свой внутренний мир.

В смешанном коллективе слепые часто занимают позиции и изоляции, крайней зависимости от зрячих, активности пол нажимом, отказа от борьбы с трудностями. Очевидно, чти подобные позиции есть следствие недостаточной работы специальной школы по подготовке слепых к самостоятельной жизни в мире зрячих. Это подтверждается тем, что отношение взрослых слепых а социальной компенсации, к самим себе и зрячим, к труду части оказываются зависимыми от состояния и времени нарушения зрения, возраста и других факторов.

Кроме того, неблагоприятное влияние наустановление положительных межличностных отношений в смешанных коллективах оказывают испытываемые слепыми трудности социальной перцеп­ции (восприятие человека).

Невозможность или ограниченность визуального восприятия и ориентация на голос, особенности речи, осязательное восприятие зачастую не дают слепому достаточного знании о партнере по об­щению. Это обстоятельство может усугубляться Неадекватными ус­тановками зрячих по отношению к слепым, обусловленными кос­метическими дефектами последних, незнанием их психологических особенностей, непониманием.

В результате при рассмотрении статуса инвалидов по зрению в смешанном коллективе наблюдается тенденция, указывающая на наличие определенной зависимости его (статуса) от степени нару­шения зрения. Так, лица с I-ой группой инвалидности реже попа­дают в высокие статусные категории, чем инвалиды II-ой и III-ей групп. Они же чаще представлены вкатегориях «изолированных» и «отверженный». Это можно объяснись тем, что лица с относительно более сохранным зрением проявляют большую активность в ра­зличных видах деятельности.

Такой вывод, естественно, не означает, что глубокие наруше­ния зрения непосредственно влияют на творческие возможности человека и препятствуют их развитию. Речь идет лишь о том, что Лица с более сохранным зрением мобильнее и самостоятельнее. Это в свою очередь облегчает им участие в трудовом процессе, культурно-массовых мероприятиях и т. п. и способствует повыше­нию их активности.

Благополучнее положение инвалидов II-ой и III-ей групп по сравнению с I-ой группой ив сфере эмоционально-личностных взаимоотношений, Здесь положительное влияние оказывают более широкий круг общения и большая функциональность выполняе­мых ими в коллективе ролей.

Социометрические исследования показали также влияние воз­раста и пола на положение инвалида по зрению в коллективе.

Наиболее благоприятен социометрический статус лиц в возрас­те от 20-ти до 30~ти лет. Очевидно, это связано с тем, что у них к этому времени завершается процесс психологической и трудовой адаптации, накапливается положительный опыт общения в кол­лективе.

В сфере деловых отношение наложение женщин в коллективе несколько благополучнее, чем мужчин. В сфере эмоцнонально-личных, отношений заметно преимущество лиц мужского пола. Они почти а три рази чаще представлены в категории «предпо­читаемых» и более чем в два раза реже попадают а категорию «изолированных». Отмеченная картина объясняется тем, что жен­щина в силу несложного содержания труда на УПП занимает более прочное и стабилизированное положение. В системе же эмоцио­нально-личных отношений положение незрячей женщины меняет­ся, что связано с рядом социально-психологических факторов, в Частности более высокой престижностью для слепых мужчин зря­чих женщин.

Определенная зависимость социометрического статуса слепых в коллективе наблюдается также от времени потери зрения. В наи­более благоприятном положении находятся ослепшие в детском и подростковом возрасте. Это объясняется тем, что процесс адапта­ции у слепорожденных изначально затрудняется резко суженным кругом общения и ограничениями в приобретении социального опыта. У ослепших в зрелом возрасте имеющийся социальный опыт с трудом поддается реализации из-за прочности ранее сло­жившихся динамических стереотипов.

Социально-психологические исследования показывают, что становление межличностных отношений между слепыми и зрячими подчиняется общим закономерностям, однако на этот процесс влияют и перечисленные выше специфические факторы. В резуль­тате характерной особенностью системы межличностных отноше­ний в смешанных коллективах является широкое распространение индифферентного отношения слепых друг к другу и к зрячим. В силу этого в статусной структуре коллектива наиболее распростра­нены категории лиц, находящихся в нейтральном или изолирован ном положении. Это свидетельствует о недостаточной сформированности и сплоченности коллектива.

Невысокими оказываются уровень взаимности выборов, объек­тивные показатели удовлетворенности во взаимоотношениях. Не­редко в ходе социометрического исследовании слепые отказывают­ся делать выбор или мотивировать его. Все это обусловлено прежде всего недостатками в организации жизнедеятельности слепых в коллективе.

Следует обратить особое внимание на то, что в производствен­ных коллективах слепые рабочие, лишь недавно закончившие спе­циальную школу, находятся в худшем положении в системе меж­личностных отношений, чем более старшие члены коллектива. Это говорит об их недостаточной подготовленности к активному учас­тию в деятельности трудового коллектива. В этой связи школа должна интенсифицировать воспитательную работу в соответ­ствующем направлении.

Эффективное управление процессами развития межличност­ных отношений слепых в коллективе возможно только при нали­чии у его руководителей объективных данных о характере таких взаимоотношений. Между тем они часто не имеют достаточно точ­ного представления о реальном положении того или иного члена коллектива в системе его взаимоотношений с другими. Отсюда очевидна необходимость целенаправленного и углубленного изуче­ния организаторами коллективной деятельности слепых системы взаимоотношений в коллективе. Такое изучение даст возможность сплотить коллектив, сблизить неофициальную и официальную структуры межличностных отношений, создать благоприятный психологический климат.

При надлежащей постановке воспитательной и реабилитаци­онной работы специфические особенности коллективов, в которых учатся или работают инвалиды по зрению, отступают на задний план, уступал место общепсихологическим и социальным законо­мерностям формирования коллектива. В результате такой коллек­тив может достичь самого высокого уровня развития, а инвалид по зрению — осуществлять в нем функции лидера.

§ 4. Социально-психологическая адаптация и реадаптация


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: