Понятие, сущность и классификация методов менеджмента

Понятие «метод менеджмента» представляет собой сложное по смыслу словосочетание, которое образовано понятием «метод», происходящим от греческого «теthодos» и означающим, во-первых, способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь и, во-вторых, способ действовать, поступать каким-нибудь образом, с понятием «менеджмент», широкий смысл.

Методы занимают в менеджменте особое место, поскольку с их помощью становится возможным достичь желаемой цели. При этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов и, наоборот, несколько целей могут быть достигнуты с помощью одного метода. Следовательно, в любой организации должна существовать система методов, получившая название «метод», «методический аппарат» или «методический инструментарий» — все они равнозначны и используются в одном и том же смысле.

Содержание и специфика методов определяется сущностью и особенностями самого управления.

Таким образом, методы управления представляют собой спосо­бы воздействия субъекта на объект управления, способы достижения конкретной цели в процессе управления хозяйственной деятельно­стью организации.

Под методами понимают совокупность приемов и способов воздействия на объект управления для достижения поставленных организацией целей.

С помощью методов управления реализуются функции менедж­мента. Такие функции, как стратегическое планирование, реализация стратегии, маркетинг, финансирование, обеспечение деятельности факторами производства, контроль, учет и другие реализуются через методы управления, которые воздействуют через экономические ин­тересы работников и создают экономическую мотивацию в объекте управления.

Все методы можно разбить на 4 группы:

1. Организационно - административные методы: административные указания, дисциплина, нормы. Поощрения, взыскания. Эти методы называют властной мотивацией.

2. Экономические методы. Предполагают косвенное воздействие на объект управления при помощи экономических рычагов, к которым относятся деньги, финансы, кредит, хоз. расчет, ценообразование. Фонды оплаты труда.

3. Социальные методы. Использование этих методов означает создание возможностей членов коллектива на получение различных социальных благ, направленных на улучшение условий труда и отдыха и повышение производственной активности.

4. Психологические методы. Основаны на глубоком познании психологической природы человека и структуры его потребностей через специальные социально-психологические службы. Выясняют способы мотивации, профессиональный отбор и ориентация в общении. Иными словами это создание благоприятного психологического климата в коллективе и удовлетворенности трудом.

Все методы управления тесно взаимосвязаны и используются менеджментом для обеспечения оптимальных результатов при дости­жении целей организации.

Методическая база менеджмента в России формировалась и раз­вивалась адекватно историческому развитию экономики, смене поли­тического устройства государства. Методы современного менеджмента по признаку использования их в отраслях знаний классифицируют на общенаучные и специфические (частные).

Класс общенаучных методов представлен методическим инстру­ментарием, который применяется не только в науке управления, но и в других областях знаний. К общенаучным методам относятся ис­торический, системный и комплексный подходы, моделирование, экспериментирование, использование алгоритмов математического аппарата, статистические, социологические, политологические и другие области исследований.

Специфические (частные) методы, применяемые в менеджмен­те, характеризуются большим разнообразием. В качестве классификационных признаков при этом могут быть предложены: их содержание, мотивация, организационные формы и сфера при­менения.

В табл. приведена классификация методов менеджмента по названным признакам.

Классификационный признак Группа методов управления
По содержанию методов управления Экономические. Организационно распорядительные. Социально-психологические. Правовые (юридические)
По мотивации воздействия Материальная мотивация. Моральная мотивация. Принудительная (властная) мотивация
По организационной форме Единоличные (индивидуальные). Коллективные. Коллегиальные
По сфере применения Общие, применяемые по всей системе управления. Локальные, применяемые к отдельным частям системы управления
По объекту управления Управление производством. Управление людьми. Управление организацией. Управление внешними связями

Как уже было отмечено, функции управления реализуются через методы. Осуществление такой функции управления, как построение организации, связано, например, с экономическими, организацион­но-распорядительными и правовыми (юридическими) методами, которые призваны создать эффективно работающую организацию в строгом соответствии с существующими законодательством и нор­мативно-правовыми актами в области хозяйственной деятельности и гражданских отношений.

Социально-психологические методы основаны на комплексном использовании в менеджменте достижений поведенческих наук и служат инструментом для выражения функций организации и взаи­модействия персонала, мотивации деятельных индивидуумов и групп.

Для реализации функций управления, осуществления процесса принятия решения, управления подсистемами организации требует­ся множество методов управления. Их необходимо не толь­ко классифицировать, но и структурировать по проблеме решения, условиям и факторам, сопутствующим решению. Для этого в орга­низации должна накапливаться компьютерная база данных методов управления.

Множественность методов управления в то же время осложняет задачу выбора того (тех) из них, который окажется наиболее эффек­тивным при решении конкретной управленческой задачи в органи­зации.

Для этого в каждой организации, создавая фонд методов, следу­ет ориентироваться исключительно на решение управленческих про­блем, свойственных данной организации.

Принципы формирования фонда методов достаточно сложны и требуют для своей реализации выполнения следующих условий:

• научно обоснованного подхода к выявлению проблем («дере­во целей», приоритеты, граф проблем и др.);

• полноты описания проблемы (сущность, содержание, структу­ра, причины, границы и уровни проявления, сила воздействия и др.);

• структурирования по типам проблем, приоритетности, степе­ни формализуемости, функциональности, видам управленчес­кой деятельности и т.д.;

• обеспечения полноты представления возможных методов ре­шения каждой проблемы;

• информационного обеспечения (объем и состав информации по решаемой проблеме, время и средства (ресурсы)).

Несмотря на указанные сложности, практика менеджмента в высшем профессиональном образовании имеет примеры реализации указанного алгоритма решения задачи выбора эффективных методов управления.

Стиль управления

Эффективная работа организации во многом определяется стилем управления менеджеров. Стиль управления — это своеоб­разный метод воздействия на подчиненных с целью получения необходимого результата. Условно различные стили управления можно подразделить на одномерные и многомерные.

Одномерные стили управления обусловлены каким-то одним фактором управления, и среди них выделяются следующие стили: авторитарный (автократический), демократический, либераль­ный.

Авторитарные методы основываются на отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений, не объясняя, как они соотно­сятся с общими целями и задачами деятельности организации. При этом руководитель определяет не только содержание заданий, но и конкретные способы их выполнения. В стиле управления отда­ется предпочтение наказаниям, жесткому тону, официальному характеру отношений, дистанцированию с подчиненными. Эти формы управления с успехом используются в кризисных ситуаци­ях (например, в военное время), на военной службе, в спорте и других сферах. Концептуальной основой авторитарного стиля управления в его «эксплуататорской» и «благожелательной» форме является известная «теория X» Д. Мак-Грегора. В эксплуататорской разновидности этого стиля управления основной формой стиму­лирования является наказание, в благожелательной же форме ме­тоды авторитаризма смягчаются и мотивирование страхом мини­мально.

Свойства Авторитарный Демократический Либеральный
Способ принятия решений Единоличный с подчиненными На основе консультаций сверху или мнения группы На основе указаний
Способ доведения решений до исполнителя Приказ, распоряжение, команда Предложение Просьба, упрашивание
Распределение ответственности Полностью в руках руководителя В соответствии с полномочиями Полностью в руках исполнителей
Отношение к инициативе подчиненных Допускается Поощряется и используется Полностью передается подчиненным
Принципы подбора кадров Избавление от сильных конкурентов Ориентация на деловых, знающих сотрудников и помощь им в карьере -
Отношение к знаниям Считает, что все сам знает Постоянно учится и требует того же от подчиненных Безразличное
Отношение к общению Отрицательное, соблюдает дистанцию Положительное, активно идет на контакты Инициативы не проявляет
Отношение к подчиненным По настроению,неровное Ровное, доброжелательное, требовательное Мягкое, нетребовательное
Отношение к дисциплине Жесткое, формальное Разумное Мягкое, формальное
Отношение к стимулированию Наказание с редким поощрением Поощрение с редким наказанием Нет четкой ориентации

Демократические методы, в противоположность авторитарным, предполагают, что руководитель доверяет подчиненным по боль­шинству решаемых проблем, прислушивается к советам, поддер­живает с подчиненными полуофициальные отношения. В демо­кратическом стиле управления доминирует высокая степень децентрализации полномочий. На практике выделяют две его раз­новидности: консультативную и партисипативную. В первой ру­ководитель в значительной мере доверяет своим подчиненным, во второй — полностью.

Либеральные методы основываются на том, что руководитель сводит до минимума свое вмешательство в управление подчинен­ными, т.е. эти методы по стилю являются пассивными. В либераль­ном стиле руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия, задает границы решения, а сам уходит на второй план, оставляя за собой функции арбитра, эксперта и оценщика.

Все три одномерных стиля управления на практике не имеют между собой непреодолимого барьера, плавно переходя друг в дру­га. В каждом конкретном случае между ними существует опреде­ленный баланс и увеличение доли элементов одного из них будет приводить к уменьшению других. В табл. 14.1 приведены характе­ристики одномерных стилей руководства, предложенные отечест­венным специалистом в области управления Э. Страбинским.

Многомерные стили управления представляют собой комплекс взаимодополняющих, переплетающихся подходов, каждый из ко­торых независим от других и поэтому может реализовываться на­ряду с ними.

Первоначально сложилась идея двумерного стиля управления, основывающегося, с одной стороны, на создании в коллективе благоприятного морально-психологического климата, а с другой — хороших организационно-технических условий, при которых че­ловек достаточно полно сможет раскрыть свои способности. Наи­более простое сочетание этих подходов демонстрирует так называ­емая «управленческая решетка» Р.Блейка и М. Муттона, приведенная на рис. 14.1.

Она представляет собой матрицу, состоящую из 81 поля. Накла­дывая поле, образованное пересечением соответствующих баллов в двумерной ориентации руководителя, можно отобразить величи­ну экспертных оценок подходов, которых он придерживается, осу­ществляя руководство. Например, пересечение в поле 1.9 говорит о том, что руководитель создает команду единомышленников и минимум внимания уделяет организационно-техническим пробле­мам. И наоборот, руководитель, позиции которого оцениваютсябаллами9.1, основное внимание уделяет организационно-техни­ческой стороне дела, мало обращая внимание на отдельных людей и коллектив в целом.

 

 
 
 

рис. 14.1. Сочетание подходов в двумерном стиле управления (решетка управления Блейка-Муттона)

Пользуясь «управленческой решеткой», можно заранее опреде­лить комбинацию оценок, соответствующих требованиям к той или иной должности, предусмотренной штатным расписанием ор­ганизации, и, сравнив с ними экспертные оценки качеств претен­дентов, определить их пригодность к замещению.

По мнению Ф. Фидлера, особенности управления во многом зависят от ситуации, и поскольку руководитель, исповедующий определенный стиль, изменить себя, как правило, не может, нуж­но, исходя из ситуации, помещать его в те условия, где он наилуч­шим образом может себя проявить.

 

 

Раздел 5 Процесс принятия и реализации управленческих решений.


Управленческое решение. Черты управленческого решения.

Процесс разработки управленческих решений — один из наиболее важных управленческих процессов. От обеспечения его эффективности в значительной мере зависит успех всего предпринятого менеджером дела. Изучение этого вопроса поможет руководителю, владеющему технологиями выработки, принятия и реализации управленческого решения, осуществить эффективное управление организацией в сложной, постоянно изменяющейся экономической обстановке.

При принятии многих управленческих решений можно столкнуться с непредсказуемостью, вероятностным характером результата, на который оказывает влияние множество различных факторов: как внутренних, так и внешних. Непредсказуемость результатов тем выше, чем ниже уровень профессионализма управленца (недостаточные знания в сфере менеджмента организации, управления персоналом, недостаточность навыков использования методов социально-психологического воздействия, технологии разработки и принятия управленческих решений).

В управлении решение связывает все аспекты деятельности менеджера — от формулирования цели, описания ситуации, характеристики проблемы до разработки путей преодоления проблемы и достижения цели. Управленческое решение, включающее оценку ситуации, определение альтернатив, выбор лучшей из них, формулировку задания и огранизационно-практическую работу по его реализации, в конечном итоге определяет эффективность всей системы и процессов менеджмента.

Управленческое решение - это выбор альтернативы (одного варианта из двух или нескольких), предполагающей набор эффективных действий по совершенствованию организации управления. Процесс принятия управленческих решений - это совокупность взаимосвязанных целенаправленных логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.
Черты управленческого решения

обоснованность,своевременность,комплексность подхода,законность, четкая формулировка задач,посильность исполнения, преемственность и непротиворечивость по отношению к ранее принятым решениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: