Наука в современной России

В 20-30-е гг. XX в. под руководством ряда талантливых учёных-академиков - А.П. Карпинского, Н.Д. Зелинского, А.Ф. Иоффе, А.Е. Ферсмана, В.И. Вернадского и других - создаются новые научно-исследовательские учреждения и научные центры: Институт физико-химического анализа, Радиевый институт, Физико-математический институт.

За годы Советской власти создаются территориальные филиалы Академии наук, на Урале – Свердловск (Екатеринбург), в Западной Сибири - Новосибирск, в Восточной Сибири - Иркутск, на Дальнем Востоке - Владивосток. АН СССР осуществляла разработку фундаментальных проблем по всем разделам научных знаний. Происходил быстрый рост учебных заведений, научно-исследовательских институтов, совершенствовалась система подготовки научных кадров. Однако основная часть научных исследований была связана с обороной.

В советский период наука находилась под прессом идеологии. Внедрение марксистско-ленинской идеологии в науку проявилось, прежде всего, в проведении целого ряда идеологических кампаний против механицизма (1928-1929), против генетики (1948), против квантовой химии (1949), против кибернетики (1950). Готовилось и совещание по физике, которое под флагом борьбы с «физическим идеализмом» отвергло бы квантовую механику и теорию относительности. Однако участие выдающихся физиков в советском ядерном проекте вынудило ЦК КПСС отказаться от задуманного. Как сказал И. В. Курчатов, руководитель этого проекта, без квантовой механики и теории относительности ядерную бомбу не создать.

Помимо идеологических кампаний тоталитарная власть в СССР практиковала партийные и идеологические проработки в прессе и в ходе различных дискуссий, увольнение с работы неугодных, ликвидацию тех или иных академических институтов, кафедр и отделов в НИИ. Так, перед войной был ликвидирован Физико-технический институт в Харькове, а его сотрудники репрессированы. Судьба целого ряда генетических институтов, созданных Н. И. Вавиловым, после 1948 г. была столь же печальной.

По количеству людей с высшим образованием, по количеству защитивших диссертации и по количеству занятых в науке, СССР был мировым лидером. Это лидерство сохраняется и в современной России. Однако по вкладу в мировой научно-технический прогресс было не всё так благополучно. Было мало открытий мирового уровня, очень низок был процент внедрения научных достижений в практическую сферу, в производство. Советский Союз значительно отставал от Европы и США.

Сейчас в России существует академическая наука, отраслевая и вузовская. В рамках РАН существует три региональных отделения (Сибирское, Уральское и Дальневосточное) и 15 региональных научных центров.

В результате реформирования экономики и сокращения производства отраслевая наука существенно сократилась. Государство отказывается от отраслевого распределения денег на науку, предпочитая финансировать перспективные разработки.

Вузовская наука существует в наиболее крупных учебных заведениях, в крупнейших университетах, имеющих хорошую материальную базу и традиционные научные школы. Масса провинциальных университетов в условиях плохого финансирования выживает, с трудом выполняя лишь образовательные программы.

Существующая система управления наукой устарела, а новая система только в стадии проекта. Современная наука должна быть органично включена в производство, промышленность должна быть заинтересована в научных разработках, должна стимулировать и финансировать их, как это происходит в странах с развитой инновационной экономикой.

Нет высокотехнологичного производства - не востребована наука, не востребованы специалисты и научные кадры. Основная масса выпускников вузов не работает по полученным специальностям. Впустую затрачиваются существенные интеллектуальные и финансовые ресурсы.

В результате сложившийся ситуации произошёл отток специалистов за рубеж. Если в 1980-90 гг. уезжали учёные с именем, зарекомендовавшие себя в науке, то сейчас уезжают просто выпускники престижных российских вузов.

Обмен научными кадрами, работа в научных учреждениях других стран - это нормальный процесс. Ненормально то, что уезжают от нас, а к нам не приезжают. «Утечка мозгов» нанесла огромный материальный и интеллектуальный ущерб России.

В современном обществе наука и образование играют огромную роль. В систему образования человек в современном обществе включён на протяжении всей своей жизни. Образовательные учреждения - это школы, гимназии, лицеи, колледжи, институты, университеты. Далее существует сеть учреждений, занятых повышением квалификации, переподготовки преподавателей, профессиональные организации, творческие союзы и т. д.

Образование базируется на результатах научных исследований, в то же время является необходимым компонентом существования науки и научного знания. В образовании органично соединены компоненты обучения и компоненты эвристической деятельности.

Однако главная задача образования - формирование не только специалиста, но и человека с гуманистической ценностной ориентацией, с гуманистическими ценностями. В процессе образования человек - субъект познаёт окружающий мир, познаёт окружающую его культуру. В результате этого происходит образование человека, с точки зрения гегелевской диалектики, его качественное изменение. Человек становится иным. Происходит процесс включения человека в культуру, в систему общественных отношений, происходит социализация личности. В этом философском смысле образование играет огромную роль, оно является тем путём, по которому человек входит в культуру и общество.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: