Тема 3. Наука как социальный институт

Социальные институты - это формы организации и регулирования общественной жизни. Социальные институты возникают в результате развития и совершенствования различных сфер общественной жизни.

Наука как социальный институт представляет систему научных организаций и учреждений. Это научно-исследовательские институты и лаборатории, научные общества, высшие учебные заведения, информационные центры, издательства, библиотеки, музеи, органы координации и планирования научных исследований.

Организации и учреждения науки располагают материальными средствами - это техника, здания, вычислительные центры, экспериментальные заводы и испытательные полигоны.

Наука как социальный институт - это кадры учёных, административный и вспомогательный персонал, это научные идеи, гипотезы, это их материализация - книги, карты, графики и т.п.

Наука как социальный институт располагает системой санкций: поощрение, наказание, присвоение учёных степеней, должностей.

В науке существует определённая система норм, прав, функций и обязанностей членов данного института: академик, доктор, кандидат наук, старший научный сотрудник, лаборант. Существуют научные нормы получения, обработки и анализа научной информации, проверенные предшествующей практикой исследовательской работы.

Целью науки как социального института является производство нового знания, применение нового знания в практической деятельности.

Социальные институты, в том числе и научные социальные институты, постоянно изменяются вместе с изменением науки, находятся в развитии, закрываются старые научные учреждения, возникают новые.

 

Возникновение науки как социального института и основные этапы её развития

Уже в античности появляются первые научные учреждения в форме частных школ, научных сообществ под патронажем прославленных мыслителей. Известно общество пифагорейцев, где занятиями наукой отводилось почётное место.

Академия Платона, где на протяжении почти 40 лет вёл преподавание сам её основатель. Школа Платона просуществовала почти 1000 лет. Затем возникает знаменитая школа Аристотеля - Ликей.

Подобные школы не пользовались поддержкой государства, существовали либо за счёт самого главы школы, либо за счёт её учеников. В современном понимании это были общественные организации.

В эпоху эллинизма прообразом первых средневековых университетов была школа учёных Александрии при Александрийской библиотеке, насчитывающей около 500 000 книг. Поддержка государства, создание уникальной библиотеки, приток учёных и рукописей из разных стран, организация сети научных центров вызвали значительное развитие математики, механики и астрономии, которые ассоциируются у нас с именами Эвклида, Архимеда и Гиппарха.

В средние века стали возникать университеты. Возникла потребность обучения духовенства. Сначала возникли соборные школы, которые переросли в университеты, с курсами обучениями семи свободным искусствам, философии и теологии.

Парижский университет был основан в 1160 г., чуть позже возникают Болонский и Оксфордский университеты (1167), Кембриджский (1209).Затем были основаны университеты в Падуе - в 1222 г., Неаполе - в 1224, Сиене - в 1240, Флоренции – 1321, Праге - 1347, Кракове - в 1364, Вене - в 1367 г.

Главной задачей средневековых университетов была подготовка духовенства. Необходимо было, чтобы духовенство усвоило идеи классического мира. Обучение велось с помощью лекций и диспутов. Главным смыслом учёных занятий было сохранение и упорядочение имеющегося знания, но отнюдь не его обновление или приращение.

Курс обучения состоял из семи свободных искусств. Первые три «тривиальных» предмета, «тривиум»: грамматика, риторика и логика - имели целью научить студента толково говорить и писать. Затем следовал «квадривиум» из арифметики, геометрии, астрономии и музыки. Только после этого можно было перейти к изучению философии и теологии.

Поскольку средневековые университеты выполняли в основном функцию передачи уже готового знания, то принципиально новые научные движения эпохи Возрождения и Нового времени - движение гуманистов, научная революция возникли за стенами университетов.

В эпоху Возрождения стали возникать, в чём-то оппозиционные средневековью, научные организации. Эти академии, по сути кружки по интересам, не имели какого-либо статуса. Они объединялись либо вокруг руководителя, либо крупного патрона, покровителя. В них обсуждалось возрождённое учение платонизма и неоплатонизма, а также другие вопросы, привлекавшие внимание гуманистов, включая натуральную философию, языки и литературу.

В XVII в. произошла научная революция, возникла наука в современном её понимании, как синтез эмпирического и теоретического знания. Это время формирования научных сообществ, время создания академий наук. В 1603 г. в Риме создаётся «Академия рыси», потому что глаза учёного должны быть такими же зоркими как глаза рыси. В этой академии читались лекции, проводились опыты.

Лондонское королевское общество было организовано в 1660 г. Историческим предшественником общества был Лондонский Грэшем-колледж, в котором проходили публичные лекции по «экспериментальной философии», а также дискуссии по актуальным проблемам науки.

Члены Лондонского королевского общества в основном имели знатное происхождение. Занятие наукой не приносило никаких заработков, в своё свободное время они занимались научной деятельностью.

Общество издавало научный журнал, в котором публиковались результаты научных опытов и экспериментов, рассказы о всевозможных редких явлениях природы и т.д.

В отличие от Лондонского королевского общества Парижская академия была создана в 1666 г. как государственная организация и оплачивалась королем. Берлинская академия наук была создана в 1700 г. Создание научных обществ в XVII в. привело к созданию научных институтов, наука получила организационное оформление и социальный статус.

В 1724 г. была основана Российская Академия наук в Петербурге. Она возникла по плану её основателя Петра 1 как государственное учреждение, хорошо оснащённое для своего времени научным оборудованием. Существовала астрономическая лаборатория, химическая лаборатория, физический кабинет. Академия стала главным центром научных исследований, здесь работали великие учёные того времени - М.В. Ломоносов, Л. Эйлер и др. В 1755 г. был открыт первый в России Московский университет, с которого начинается развитие высшего образования.

К концу XVIII в. значение академий потеряло свою актуальность, появляются новые формы организации науки - университеты, сочетающие образовательную и научную деятельность, исследовательские институты, профессиональные школы. В Германии происходит подъём университетов и исследовательских институтов, в Англии происходят реформы учебных программ Оксфорда и Кембриджа, во Франции создаются центральные высшие учебные заведения.

С XIX в. начинается профессионализация научной деятельности. Это происходит во Франции в послереволюционные годы. Ставилась задача заменить элитарную систему образования, системой, доступной для широких слоёв населения. Это было обусловлено потребностью в технических специалистах для государства.

В 1794 г. была создана «Нормальная школа», которая впоследствии стала ведущим учебным заведением Франции. Она должна была быть нормой, моделью для других высших учебных заведений.

В 1794 г. возникла Парижская политехническая школа. Задача школы - подготовка гражданских и военных инженеров. Политехническая школа занимает особое место, она сыграла огромную роль в развитии точных наук во Франции. Она была привилегированным учебным заведением, обладая монопольным правом набирать и готовить учащихся для престижных инженерных и военных академий. Парижская политехническая школа была лучшим учебных заведений в области инженерного образования XIX в.

В первой половине XIX в. складывается система подготовки будущих учёных. Должности, связанные с научно-исследовательской деятельностью, предоставляются только тем, кто прошел профессиональное образование. Позднее в качестве квалификационного свидетельства стала выступать докторская степень. Таким образом, научно-исследовательская работа превращается в профессию, институализируется.

Преподавание ведётся с учётом исследовательской деятельности, создаются учебники по специальным дисциплинам - математике, физике, химии и т. д. Ведущие учёные строят учебные курсы на основе собственных исследований.

В Германии Берлинский университет был создан в 1809 г. В его основании принял участие В. фон Гумбольдт - министр прусского правительства. Университет, целью деятельности которого было духовное развитие немецкой нации, готовил учителей для немецких гимназий. Науки и научные институты должны быть верны идее чистой науки. Цель преподавания - сочетание научного познания морально развития личности, её гармоническое развитие.

Немецкий университет становится центром научных исследований, практически все учёные XIX в. в Германии работали в университетах. Лидерство в науке переходит к Германии. По распоряжению прусского правительства были созданы исследовательские институты и лаборатории, непосредственно связанные с промышленностью.

В России становление университетского образования происходит в XIX в. Университеты были государственными, императорскими, поэтому их главной функцией была подготовка государственных служащих. Преподаватели университетов также являлись государственными служащими.

Преподавательская и научная деятельность в России не были востребованы обществом и государством. Финансирование на науку и образование в России на душу населения было в два раза меньше, чем во Франции, в три раза меньше, чем в Пруссии, почти в четыре раза меньше, чем в Великобритании. Эта историческая традиция, к сожалению, сохраняется и сегодня. Труд преподавателя низко оплачивался, социальный статус учёного был невысок.

В середине XIX в. университеты были в Москве, Дерпте, Вильно, Казани, Харькове, Варшаве (создан в 1816 г.), Санкт-Петербурге.

В результате реформы в образовании во второй половине XIX в. открылся университет в Одессе (1865) и единственный университет в Сибири, в Томске (1885). Принятый университетский устав возвращает университетам автономию, увеличивает количество кафедр, улучшает финансирование.

В результате реформ происходит подъём науки в России во второй половине XIX в. Была создана химическая научная школа в Казанском университете (Н.Н. Зинин), затем возникает химическая школа в Петербургском университете (Д.И. Менделеев, Н.Н. Соколов). В Московском университете развивается физическая наука (А.Г. Столетов).

К концу XIX в. университеты стали крупными научными и учебными центрами. Российская наука стала выходить на передовые позиции.

В XX в. бизнес активно входит в науку, финансирует её, создаёт специальные институты и лаборатории при крупных промышленных компаниях. Сами университеты ориентируются на потребности промышленности.

Однако в результате противостояния двух мировых систем, в результате гонки вооружений роль заказчика и финансиста науки берёт на себя государство, возникают специальные министерства и ведомства, руководящие наукой.

Лидерство в науке ХХ в. переходит к США. Научно-технический комплекс США включает в себя университеты, промышленные корпорации, государственные лаборатории, многочисленные исследовательские инженерные фирмы. США проводит научно-исследовательские разработки по всему фронту исследований, является признанным лидером научного прогресса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: