История и состояние профориентации и профконсультации

Самоопределения

12.1. История и состояние профориентации и профконсультации в зарубежной и российской практике

12.2. Задачи, формы и методы профориентации

12.3. Проблемы, принципы и основные направления профконсультирования

12.4. Цели, типы и технологии профконсультирования

История и состояние профориентации и профконсультации

в зарубежной и российской практике [1]

С начала XX в. индустриальная психология, психология труда и прикладная психология лично­сти пытались содействовать людям в выборе профессии, профес­сионального учебного заведения, в построении профессиональ­ной карьеры.

В 1908 г. американский педагог и общественный деятель Фрэнк Парсонс (Parsons F., 1909) организовал в г. Бостоне (США) при бирже труда консультативное бюро в помощь выбирающим ва­кансии, профессии. За три с половиной месяца он организовал консультации 80 клиентам (юношам и девушкам) и сформулиро­вал программу работы такого рода консультативной службы. К началу XX в. психологи научились оценивать многие виды психических функций, получила развитие диффе­ренциальная психология. После окончания Первой мировой вой­ны в США и Западной Европе в рамках индустриальной психо­техники сложилось направление прикладной психологии, реша­ющее задачи профориентации и профконсультации. В США с на­чала 20-х гг. XX в. действовала Национальная ассоциация профес­сионального консультирования (National Vocation Guidance Association), издававшая журнал «Vocation Guidance Magazine», ежегодно психологическому тестированию в целях прогнозирова­ния профессиональной пригодности подвергалось до 60 тысяч претендентов. Во Франции в университете Сорбонны с 1928 г. дей­ствовал Национальный институт профессиональной ориентации, аналогичные научно-психологические учреждения были образованы в Испании, Италии, Швейца­рии, Германии и других странах.

Практика психологической помощи людям, выбирающим про­фессию или по каким-то причинам меняющим ее, остается акту­альной и в настоящее время и составляет одно из направлений индивидуального психологического консультирования. Так, в США действует два подразделения психологов-консультантов, занима­ющихся карьерным консультированием:

▪ Национальная ассоциа­ция развития карьеры (NCDA)

▪ Национальная ассоциация кон­сультантов по вопросам занятости (NECA).

Психологов, специа­лизирующихся в области карьерного консультирования, курирует Национальный совет по аккредитации консультантов по вопро­сам карьеры. Такие специалисты должны быть не только ориентированы в области общего консультирования, в групповых и индивидуальных методах психодиагностики, но и осведомлены о состоянии рынка труда, теории и практике менед­жмента, технологиях практической работы, они должны владеть компьютерными технологиями поиска информации, работой с базами данных. Некоторые психологи считают карьерное консуль­тирование для большей части населения важнее, чем психотера­пия. При этом консультирование в данной области рассматрива­ется как требующее особой специализации, ибо здесь психологу необходима компетентность в области не только внутреннего мира клиента, но и внешнего мира, в сфере профессий.

Карьерное консультирование не ограничивается проблемой вы­бора профессии или смены профессии, но включает также воп­росы помощи в повышении профессиональной эффективности, в преодолении стресса, связанного с профессией, и другие воп­росы.

Работа в области психологии профориентации и помощи в профессиональном самоопределении была приоритетным направ­лением отечественных психотехников и педологов 20—30-х гг. XX в. По инициативе и при поддержке В.М. Бехтерева[2] была организова­на сеть профконсультационных бюро при биржах труда. К 1930 г. в нашей стране насчитывалась 141 такая служба. Школьные педологи проводили систематическую работу в области профориентационного просвещения школьников, иссле­довали их способности, склонности, интересы, совместно с ме­диками составляли профконсультационные заключения, в кото­рых указывались рекомендации по выбору профессионального учебного заведения, профессии, противопоказания. Педологи ра­ботали в тесном контакте со школьными учителями, работника­ми профессиональных учебных заведений, представителями биржитруда. Для оценки способностей приме­нялись психологические тесты. Психологическое тестирование интеллекта, понимаемого как способность к обучению, широко использовалось при наборе слушателей рабочих факультетов ву­зов, при комплектовании профессиональных училищ. Психо­техники и педологи использовали методы оценки индивидуаль­но-психологических различий и концепции дифференциальной психологии А.Ф. Лазурского[3], В. Штерна[4].

В годы первых пятилеток с развертыванием социалистического строительства биржи труда были преобразованы в управления по трудовым ресурсам, безработица уступила место острой нехватке квалифицированных рабочих кадров, поэтому психологи пере­стали разрабатывать проблемы профессионального отбора. В по­становлении ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в сис­теме наркомпросов» (1936) педология была объявлена лженау­кой, запрещалась практика использования каких-либо тестов в оценке способностей. Таким образом, социальная практика, свя­занная с оценкой профессиональных способностей и склонно­стей, прогнозированием профессиональной успешности в инте­ресах организаций или клиентов, прекратилась. Во второй поло­вине 30-х гг. задачи выбора профессии с учетом интересов и склон­ностей личности выбирающего (оптанта) стали трактовать как «буржуазные пережитки», ибо личные интересы следовало без остатка подчинить интересам государства.

Проблематика психологии профориентации начала восстанав­ливаться в 40 - 50-е гг.: ис­следуются профессиональные способности и возможности их раз­вития (музыкальные способности и практический интеллект; математические способности; психология изобразительного творчества. Развертываются исследования в области дифференциальной психофизиологии и психологии (Б.Г. Анань­ев, Б.М. Теплов, В.С. Мерлин и др.).

В 60-е гг. научным центром в обла­сти профессиональной ориентации молодежи, помощи в ее про­фессиональном самоопределении стал отдел психологии труда ВНИИ профтехобразования в Ленинграде, которым руководил Е.А. Климов. Сотрудниками ВНИИ профтехобразования была проведена работа как в области психологического профессиоведения, так и в направлении разработки технологий профори­ентации и индивидуального консультирования оптантов.

В России 90-х гг., в условиях перестройки идеологических и экономических основ общественной жизни, в ситуации конвер­сии военных предприятий и тяжелого экономического кризиса, породившего безработицу, психологическая помощь населению в области профориентации стала снова особенно актуальной.

Министерство труда и социального развития РФ приняло по­становление «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Россий­ской Федерации» (от 27 сентября 1996 г. № 1), которое было ут­верждено Министерством юстиции РФ 31 октября 1996 г. № 1186.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: