Средства коррекции и профилактики неблагоприятных состояний в труде

Рассмотрим некоторые способы снижения профссионального утомления и оптимизации состояний рабо­тоспособности человека.

Режимы труда и отдыха. Значимость проблемы установления длительности работы и отдыха, их чередования во времени была продемонстрирована в опытах Ф.У. Тейлора. Он эмпирически уста­новил, что при одинаковой степени субъективной усталости грузчик может увеличить объем выполненной работы с 12,5 до 48 тонн в день, если будет соблюдать рекомендованный менеджерами ре­жим работы.

В настоящее время в физиологии и психофизиологии труда раз­работаны и эмпирически проверены режимы труда и отдыха для разных вариантов трудовой нагрузки. При 8-часовой рабочей сме­не рекомендуются часовой обеденный перерыв после четырех ча­сов работы и регламентированные паузы:

ü для видов труда с не­большими физическими усилиями и умеренным нервным напря­жением – 5-минутные перерывы через каждые 2 часа работы;

ü при монотонной работе в условиях вынужденного темпа и рабо­чей позы рекомендуют 5-минутные перерывы через каждые 1,5 часа работы;

ü при работе, связанной с большими физическими усилиями и нервным напряжением – 5 - 10-минутные паузы че­рез каждый час работы;

ü при работе в неблагоприятных условиях с большим физическим и нервным напряжением рекомендуют 3 - 5-минутные паузы через каждые 30 минут работы при органи­зованном пассивном отдыхе в специальном помещении.

Введение регламентированных пауз особенно важно, если люди работают в производственных помещениях и не могут произвольно останав­ливаться во время работы, так как участвуют в общем производ­ственном процессе (например, при работе на конвейере).

Активный отдых. Принцип активного отдыха вместо отдыха пассивного был сформулирован И.М. Сеченовым в его опытах на ручном эргографе. Это был прибор, позволявший записывать тра­екторию подъема груза и вычислять суммарную работу, проде­ланную во времени. Сеченов сам был испытуемым и установил, что если, доведя работу до изнеможения (когда приходилось пре­кращать подъем груза из-за нестерпимой мышечной боли в руке), пассивный отдых заменить активным – работой левой рукой, то процесс восстановления работоспособности правой руки ускоря­ется и увеличивается объем работы, выполненный этим органом за время эксперимента. Парадоксальный результат опыта он объяс­нил потоком афферентации от работающих мышц левой руки в ЦНС, который увеличивал энергетический ресурс ЦНС, ее функ­циональные возможности. Источником афферентных импульсов, по Сеченову, могли быть не только движения мышц, но и чув­ственные впечатления от музыки, зрительных ощущений, от вли­яния интереса испытуемого к выполняемой работе. Таким обра­зом, функциональное состояние ЦНС понималось как определяющее потенциал работоспособности человека, и активный отдых рекомендовался вместо пассивного.

В последующих экспериментах в школе В.М. Бехтерева было установлено, что принцип активно­го отдыха имеет ограничения. Так, метод чередования трудовых операций не является универсальным, может привести к ошиб­кам, снижению качества работы и увеличить утомление, а не ком­пенсировать его. Следует иметь в виду степень развития утомления при выполнении первого вида работы, учитывать уровень владе­ния навыками, требуемыми в чередуемых видах труда, склонность работника к выполнению этих видов занятий, соотношение на­груженных в работе психических и физических функций и дли­тельность процессов их восстановления после прекращения рабо­ты. Например, после выполнения работы, требующей физической выносливости, тяжелой мышечной работы, невозможно сразу обеспечить высокую точность мелкой моторики рук, осуществле­ние перцептивных действий при разглядывании мелких объектов, так как процесс восстановления сопряжен с повышенным тремо­ром. Не будет эффекта активного отдыха и в том случае, если чередуемые трудовые действия связаны с нагрузкой на те же фун­кциональные системы (например, работа по восприятию тексто­вой информации на слух и затем выполнение вычислительных операций).

Температурные воздействия. В лаборатории К.Х. Кекчеева (1947) было экспериментально установлено, что холод повышает умствен­ную и физическую работоспособность, а тепло вызывает расслаб­ление, успокоение и поэтому снижает работоспособность. Этот факт издавна был хорошо известен невропатологам и психиатрам. Кекчеев экспериментально установил еще в 1932 г., что погруже­ние рук в теплую воду ведет к понижению чувствительности па­лочкового аппарата глаза, а холод ее повышает. Основа этих фе­номенов – в адаптационно-трофической роли вегетативной не­рвной системы.

Фармакотерапия и воздействие на вкусовые рецепторы. Как из­вестно, существуют вещества, стимулирующие работоспособность и, напротив, приводящие к расслаблению, развитию тормозного состояния ЦНС. Широко используется кофеин в качестве стиму­лирующего средства.

Использование светоцветовых воздействий в промышленности. Эффект основан на психологических законах влияния цвета на психическое и функциональное состояние человека. Известно, что красный, оранжевый и желтый цвета возбуждают нервную систе­му человека, а голубой, синий, зеленый – успокаивают; фиоле­товый может оказывать и угнетающее воздействие. Известны опы­ты американских физиологов, в которых рабочим предлагалось переносить одинаковые ящики, окрашенные в разные цвета (бе­лый, желтый, коричневый и черный). Практически все рабочие оценивали коричневые и черные ящики как более тяжелые.

Функциональная музыка. Этот прием стал широко применять­ся на производстве в США, Канаде, странах Западной Европы в 50 - 60-х гг. XX в. Появились специалисты-консультанты в этой области. Эмпирически установлено, что музыка может воздейство­вать не только на эмоции работников, но и на состояние цент­ральной нервной системы, причем это воздействие может быть стимулирующим, мобилизующим или помогающим снять напря­жение, расслабиться и отдохнуть. В зависимости от особенностей трудовой деятельности в разные периоды рабочей смены исполь­зование музыки преследует особые цели:

1) в начале рабочего дня применяется «музыка вхождения в работу» – марши; такая музыка начинается за 10-15 минут до начала рабочей смены, а также через 5 - 10 минут после окончания работы;

2) для сниже­ния утомления за 1 час до конца первой и второй половины сме­ны – «стимулирующая работоспособность музыка», мелодичная, с четким ритмом;

3) «музыка во время обеденного перерыва» – легкая, песенная мелодия.

По содержанию музыка должна нра­виться большинству работников, мелодии следует ежедневно об­новлять, так как стимулирующий эффект музыки снижается по мере привыкания. Консультанты по функциональной музыке фор­мируют блоки мелодий для разных периодов рабочей смены, ко­торые могут чередоваться несколько раз в месяц. Музыка рабочего периода не должна отвлекать от работы, поэтому она не должна слишком сильно захватывать эмоции слушателей: ее следует «слы­шать», но не «слушать».

Методы нервно-мышечной релаксации, самогипноз и внушение. Данная группа методов используется для формирования состоя­ния повышенной работоспособности, а также для снятия стрес­совых реакций и содействия быстрому преодолению состояния утомления. Методы основаны на свойствах особого состояния нервно-мышечной релаксации. Научившись осознанно вводить себя, свои органы и части тела в это состояние, человек может обезбо­ливать отдельные части тела, управлять сном (засыпать по само­приказу), улучшать функции внимания, памяти.

Такого рода тренинговая работа может достичь высокой эф­фективности, если обучение будет построено на основе предва­рительного обследования клиентов и установления индивидуаль­ного типа их психической саморегуляции.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Можно ли понятия «дееспособность» и «трудоспособность» назвать синонимами? Почему?

2. Чем определяется эффективность труда?

3. Какими показателями определяется профессиональная работоспособность?

4. Что такое функциональное состояние и какому виду работоспособности оно соответствует?

5. Для чего необходимо изучать функциональные состояния человека в труде?

6. Назовите в нужной последовательности периоды работоспособности.

7. Дайте характеристику видов профессионального утомления.

8. Какие факторы производственной среды влияют на функциональное состояние человека?

9. Назовите психические процессы труда, наиболее нагруженные при выполнении профессиональных функций.

10. Какие факторы поведенческого уровня могут влиять на работоспособность?

11. Перечислите методы оценки функциональных состояний в труде.

12. Дайте определение понятию «монотония». Назовите ее виды.

13. В чем отличия понятий «монотония» и «психическое пресыщение»?

14. Дайте характеристику видов профессионального стресса.

15. Какие способы могут применяться для профилактики неблагоприятных функциональных состояний в труде?

Литература:

1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, 2006
2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006
3. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004
4. Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003
5. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006
   

 


[1] Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 229-231

[2] Никитин А.Ф. Основы обществознания. – М.:Дрофа, 2005, С. 121

[3] Некоторые граждане ограничены в дееспособности (это могут быть слабоумные, душевнобольные, пьяницы, алкоголики, наркоманы). Решение об ограничении дееспособности принимает только суд.

[4] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2006, С. 422

[5] Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006, С. 175

[6] Э. Крепелин – немецкий ученый, известный своими исследованиями феномена утомления, его влияния на работоспособность, а также факторов оптимальной организации труда

[7] Состояние потока – полная мобилизованность, при которой работники забывают о себе, своих проблемах, испытывает особый эмоциональный подъем (Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004, С. 103)

[8] Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006, С. 406

[9] Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко, 2006, С. 424

[10] Селье Ганс (1907-1982) – канадский врач и физиолог, разработавший учение о стрессе как общем адаптационном синдроме, обеспечивающем мобилизацию организма в критических ситуациях

[11] Пряжников Н.С, Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003, С. 235-236


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: