Работоспособность как один из критериев психического

здоровья [6]

Труд выступает в работах отечественных психологов в качестве важнейшей формы деятельности, ибо в труде человек проявляет­ся как социальное существо, гражданин. В работе В.Н. Мясищева «Личность и труд аномалийного ребенка» (1936) были выделены качественно разные виды нарушений трудоспособности, требую­щие особых коррекционных воздействий:

при органических пора­жениях мозга (первая группа аномалий), в частности при олигоф­рении, трудоспособность ограничивается дефектом познаватель­ной сферы, границами обобщений, ограниченностью интеллек­туальных операций;

вторая группа аномалий развития – психопа­тии и невропатии, связанные с конституциональными предпо­сылками болезненности, имеющими психодинамическую основу (неустойчивость эмоциональной сферы, повышенная возбудимость и пр.). К природным предпосылкам могут добавляться неблагоп­риятные социальные условия развития;

третья группа аномалий связана с дефектами органов чувств (слепота, глухота, их сочета­ния). Трудоспособность оказывается ограниченной в разной сте­пени в зависимости от того, в каком возрасте ребенок лишается полноценной чувствительности;

к четвертой группе относятся аномалии личности, обусловленные историей развития, особен­ностями социальной среды, формирующими социогенные вари­анты неврозов, или детей с трудным характером в результате неправильного семейного воспитания или беспризорности. Это форма социальной запущенности. Трудоспособность таких детей обусловлена несформированностью положительного отношения к труду, отсутствием общетрудовых навыков (самоорганизации, самоконтроля, планирования деятельности), непосредственным способом удовлетворения потребностей. Однако такие формы аномалий личности и дефекты трудоспособности в принципе поддаются коррекции и перевоспитанию, как это показал опыт А.С. Макаренко.

В.Н. Мясищев рассматривал сохранную работоспособность и общую трудоспособность человека как важнейший критерий его психического здоровья. Сопоставление на­рушений или ограничений психических функций при аномалиях развития личности, личностных акцентуациях, психопатологии помогает понять природу нормальных явлений, механизмов здо­ровой личности и ее трудоспособности. В работах Блюмы Вольфовны Зейгарник, Сергея Яковлевича Рубинштейна и др. исследованы особенности нарушений психиче­ских функций и личностных образований при различных формах психопатологии, составляющих основу снижения умственной тру­доспособности. Промежуточной формой снижения трудоспособ­ности, еще не приводящей к инвалидности, могут быть акценту­ации личности и типичные трудности саморегуляции трудовых действий, свойственные каждой их разновидности.

Ранее, в лекции 15 (С.11-15) в составе субъекта трудовой деятельности были выделены три уровня регуляции функционального состояния (ак­туальной работоспособности и общих основ трудоспособности):

ü морфофизиологический (обеспечивающий базовые функции жиз­недеятельности и активационные ресурсы организма);

ü психоло­гический (операциональные, процессуально-технические компо­ненты, когнитивные процессы и особенности психомоторики);

ü уровень личностной регуляции деятельности (сознательная, эмо­ционально-волевая регуляция, мотивационно-смысловая сфера личности).

Нервно-психические заболевания нарушают избиратель­но психические функции и особенности саморегуляции поведе­ния на разных уровнях субъекта. Типичными нарушениями работоспособности при выраженных акцентуациях личности являются следующие:

ü некоторые формы психасте­нии могут быть связаны с ограниченными активационными ре­сурсами;

ü органическая мозговая патология при олигофрении по­ражает в первую очередь когнитивные интеллектуальные функ­ции, возможности оперирования абстракциями, обобщениями;

ü при шизофрении страдают аффективная, мотивационно-потребностная сфера, личностный уровень регуляции и, как следствие, познавательные процессы;

ü при эпилепсии нарушаются базисные физиологические процессы, связанные с активацией, что влияет на динамические особенности поведения, часты ошибки при пе­реключении, изменении программ действий. К этому нередко до­бавляются дефекты эмоционально-волевой сферы (гневливость, слащавость, елейность, угодливость), затрудняющие совместную деятельность;

ü при алкоголизме нарушается операциональный уровень (кратковременная память);

ü у больных наркоманией, алкоголиз­мом могут быть проблемы с психомоторикой из-за повышенного тремора, но главными обычно являются личностные нарушения – деформация потребностной сферы, нарушение социальных свя­зей, переживание времени.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: