Влияние на работоспособность периодичности ритмических процессов в организме

 

В определенной мере работоспособность в учебной деятельности зависит от свойств личности студента, особенностей нервной системы, темперамента. Высокая работоспособность обеспечивается только в том случае, если жизненный ритм молодого человека правильно согласуется с естественными биологическими ритмами. Чем точнее совпадает начало учебно-трудовой деятельности с подъемом жизненно важных функций организма, тем продуктивнее будет учебный труд.

Различают студентов с устойчивой стереотипностью изменения работоспособности. Студенты, отнесенные к "утреннему" типу, это так называемые «жаворонки». Для них характерно то, что они встают рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утренние и дневные часы. Наиболее работоспособны с 9 до 14 ч. Вечером их работоспособность заметно снижается. Студенты "вечернего" типа – «совы» - наиболее работоспособны с 18 до 24 ч. Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены. Очевидно, период снижения работоспособности студентов обоих типов целесообразно использовать для отдыха, обеда, если же необходимо заниматься, то наименее трудными дисциплинами. Для "сов" целесообразно с 18 ч устраивать консультации и занятия по наиболее сложным разделам программы.

Наблюдения показали, что у студентов, которые по оптимуму работоспособности относятся к типу "утренних", в 1,5 раза чаще возникает гипертония, чем в группе вечерних. Объясняется это тем, что у "жаворонков" утром организм быстрее и активнее перестраивается с отдыха на работу - уже в 6 ч у этих студентов больше выбрасывается в кровь адреналина, норадреналина, которые поднимают артериальное давление. У студентов "вечернего" типа внутренние механизмы, влияющие на повышение давления, работают медленнее.

Есть еще и третья группа студентов - аритмики, они занимают промежуточное положение между "жаворонками" и "совами", но всё же они ближе к "жаворонкам".

Работоспособность в учебной деятельности в определенной сте­пени зависит от свойств личности, типологической особенности нервной системы, темперамента.

Наследственность включает набор определённых профессионально ценных качеств, прежде всего индивидуальных свойств нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов), определяющие тип высшей нервной деятельности. По классификации И.П. Павлова существуют 4 типа ВНД и соответственно и темперамента:

v сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник);

v сильный, уравновешенный, медленный (флегматик);

v сильный неуравновешенный, подвижный (холерик);

v слабый, впечатлительный (меланхолик);

Более высокой работоспособностью обладают представители сильных типов. Среди них подвижные отличаются высокой гибкостью и быстро приспосабливаются к изменяющейся ситуации, могут работать эффективно в условиях дефицита времени («идеальный тип» по Павлову). Медленные характеризуются высокой надёжностью в решении взятых на себя задач («работяги»- доделают все до конца, в отличие от первых). Представители слабого типа обладают высокой чувствительностью.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: