Изменение состояния организма студента под влиянием различных режимов и условий обучения

В одном из докладов Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения указывается, что увеличение числа заболеваний сердечно-сосудистой системы и других функциональных нарушений среди студентов является следствием всё увеличивающейся интенсификации умственного труда и нервно-эмоциональных перегрузок.

Малоподвижный образ жизни нарушает функционирование различных систем организма человека, снижая его работоспособность и ухудшая состояние здоровья, в связи, с чем растёт необходимость компенсации двигательной активности.

За последние годы наряду со многими отрицательными демографическими явлениями (сокращение рождаемости, повышение смертности, снижение продолжительности жизни), понижается двигательная активность, мышечная слабость (гипотонии), быстрой утомляемость, снижении устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям (снижение иммунитета).

Результатом физиологической незрелости является недостаточное развитие физических качеств, и даже навыков, ожирение, развитие близорукости, искривления позвоночника, плоскостопие, детский травматизм.

Основное необходимое средство - повышение двигательной активности. Только постепенное наращивание мышечной деятельности может нормализовать функционирование ЦНС, сенсорных систем, секрецию эндокринных желёз, работу систем кровообращения и дыхания.

Недостаточность движений нарушает нормальную работу всех систем организма и вызывает появление особых состояний – гипокинезии и гиподинамии.

Гипокинезия – это пониженная двигательная активность - она может быть связана с физиологической незрелостью, с особыми условиями работы в ограниченном пространстве, с некоторыми заболеваниями и другие причинами.

Гиподинамия – недостаточная двигательная активность.

В центральной нервной системе гипокинезия и гиподинамия вызывают потерю многих межцентральных взаимосвязей. В первую очередь:

1) нарушается проведение в межнейронных синапсах.

2) изменяется психическая и эмоциональная сфера;

3) ухудшается функционирование сенсорных систем.

4) поражение мозговых систем управления движениями приводит к нарушению координации двигательных актов.

В двигательном аппарате отмечается атрофия мышечных волокон: снижение веса и объема мышц, ухудшается их сократительные свойства, уменьшается кровоснабжение мышц, следовательно, и энергообмен. При движениях (ходьба, бег) наблюдается колебания общего центра масс тела. Особенно страдают мышцы, обеспечивающие сохранение позы, что делает человека сутулым, а подчас изменяет весь облик.

Значительно атрофируются и некоторые другие органы и ткани, почти вдвое, например, уменьшается печень.

Дыхание. При недостаточной двигательной активности снижается амплитуда дыхательных движений.

1)Особенно снижается способность к глубокому выдоху. В связи с этим возрастает объем остаточного воздуха, что неблагоприятно

2) сказывается на газообмене в лёгких. ЖЕЛ также снижается, уменьшается минутный объем дыхания и максимальная лёгочная вентиляция. Соответственно все это приводит к кислородному голоданию (особенно в ЦНС и клеток головного мозга).

ССС. При недостаточности движений нарушается деятельность сердечно- сосудистой системы.

Возникает атрофия сердечной мышцы, ухудшается питание миокарда, уменьшается объем сердца, что приводит к меньшим величинам сердечного выброса (уменьшение систолического и минутного объема крови), частота (ЧСС) сердечных сокращений при этом повышается как в покое, так и при физической нагрузке. Ослабленные скелетные мышцы не могут при этом, в должной мере способствовать венозному возврату крови. Недостаточность или полное отсутствие мышечных сокращений практически ликвидируют работу «мышечного насоса», или «периферического сердца» - поперечно-полосатых (скелетных) мышц, которые при своем сокращении проталкивают кровь по со­судам, в том числе по артериолам и капиллярам тканей и облегчают кровоток от нижних конечностей к сердцу против силы тяжести.

В эндокринной системе отмечается снижение функций желёз внутренней секреции, уменьшается продукция их гормонов.

В процессе умственного труда основная нагрузка приходится на центральную нервную систему (ЦНС), ее высший отдел — головной мозг, обеспечивающий протекание психических процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоций.

Выявлено отрицательное воздействие на организм длительного пребывания в характерной для лиц умственного труда «сидячей» позе. При этом кровь скапливается в сосудах, расположенных ниже сердца. Уменьшается объем циркулирующей крови, что ухудшает кровоснабжение ряда органов, в том числе мозга. Ухудшается венозное кровообращение. Когда мышцы не работают, вены переполняются кровью, движение ее замедляется. Сосуды быстрее теряют свою эластичность, растягиваются. Ухудшается движение крови и по сонным артериям головного мозга. Помимо этого, уменьшение размаха движений диафрагмы отрицательно сказывается на функции дыхательной системы.

Кратковременная интенсивная умственная работа вызывает учащение сердечных сокращений, длительная работа — замедление. Иное дело, когда умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Так, до начала учебной работы, у студентов была зафиксирована частота пульса 70,6 удар/мин; при выполнении относительно спокойной учебной работы — 77,4 удар/мин. Такая же работа средней степени напряженности повысила пульс до 83,5 удар/мин, а при сильном напряжении до 93,1 удар/мин. При эмоционально напряженном труде дыхание становится неравномерным. Насыщение крови кислородом может снижаться на 80%.

В процессе длительной и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления. Утомление является нормальной реакцией человека. С физиологической точки зрения утомление - это функциональное состояние организма, вызванное умственной или физической работой. Состояние утомления усиливается во время работы и уменьшается в процессе отдыха (активного, пассивного и сна).

При утомлении деятельность внешних органов чувств или заметно повышается, или до крайности ослабевает; снижается сила памяти - быстро исчезает из памяти то, что незадолго до этого было усвоено. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности. В связи с этим условно различают местное и общее утомление. Так, снижение эффективности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Например, устав заниматься вычислительными операциями, можно успешно заниматься чтением. Но может быть и такое состояние общего утомления, при котором необходим отдых, сон.

Процесс утомления может характеризоваться субъективным симптомом - усталостью. Ощущение усталости считается одним из наиболее чувствительных показателей утомления. Усталость характеризуется тяжестью в голове и конечностях, общей слабостью, разбитостью, вялостью и недомоганием.

Однако выраженность усталости не всегда соответствует степени утомления. То есть она не может служить объективным показателем работоспособности. В основе этого несоответствия в первую очередь лежит разная эмоциональная настройка работающего на выполняемую работу. Например, при высокой мотивации работающего, выполняющего приятную и социально-значимую работу, усталость не возникает у него в течение длительного времени. И, наоборот, при бесцельной, неинтересной работе усталость может возникнуть, когда объективно утомление или вовсе еще не наступило, или выраженность его далеко не соответствует степени усталости.

При систематическом перенапряжении нервной системы возникает переутомление, для которого характерны чувство усталости до начала работы, отсутствие интереса к ней, апатия, повышенная раздражительность, снижение аппетита, головокружение и головная боль.

Объективными признаками переутомления являются:

· снижение веса тела;

· диспепсические расстройства (непроизвольное выделение из желудка в полость рта, газов или небольшого количества пищи, изжога, нарушение аппетита, ощущение неприятного вкуса во рту, запор и т.д.);

· повышение сухожильных рефлексов;

· не стабильность ЧСС и АД;

· потливость;

· выраженный дермографизм (реакция сосудов кожи на механическое раздражение);

· снижение сопротивляемости организма инфекциям, заболеваниям и т.п.

Наряду с основным фактором (учебной нагрузкой) существует ряд дополнительных причин, способствующих наступлению утомления. Эти причины сами по себе не вызывают утомления, однако, сочетаясь с действием основного фактора, вызывают более раннее и выраженное его проявление.

К числу дополнительных причин можно отнести:

- факторы внешней среды (температура, влажность, газовый состав, барометрическое давление и др.);

- факторы, связанные с нарушением режимов труда и отдыха;

- факторы, обусловленные изменением привычных суточных биоритмов;

- социальные факторы, мотивация и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: