Происхождение государства

Государство не существовало всегда. Оно возникло из догосударственных, неполитических форм власти вождя, предводителя рода, племени, жреца, шамана и т.д., в процессе углубления общественного разделения труда социальной дифференциации и неравенства. Вопрос происхождения государства один из самых дисскусионных. Существуют различные концепции на этот счет. По Платону, государство возникает из потребностей каждого человека, которые не может удовлетворит он сам. «Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства»

Каков конкретный механизм становления государства? Платон считал, что оно возникло как господство старейшего, получившего от родителей. Это патриархальная концепция возникновения государства, в соответствии с которой государство возникает из объединения семей, родов и племен. Отец семейства становится предводителем рода, затем племенным вождем и, наконец, царем. Государство в этом случае предстает в их большой семьи.

Следующая концепция теократическая, в соответствии с которой прообразом государственной власти является власть Бога со своими созданиями, и всякая власть, в том числе государственная, исходит от Бога и санкционируется творцом.

Психологическая концепция государства объясняет его происхождение изначальным стремлением людей к власти. Она основывается на философской концепции «воли к власти» Ф.Ницше, в соответствии с которой воля к власти является главным побудительным мотивом деятельности людей.

Концепция насилия объясняет появление государства образованием класса воинов. По Г. Моска, государство возникает после перехода от охотничье-собирательного хозяйства к земледельческо-скотоводческому, когда появляются два класса — класс земледельцев и класс воинов, и последний добивается господства над первым. Л. Гумплович считал, что человек добивается удовлетворения своих потребностей двумя способами: трудом и гра­бежом, или эксплуатацией чужого труда. Первое средство экономическое, второе — политическое, и государство возникает тогда, когда организуется политическое средство. Другой причиной I образования государства, в соответствии с данной концепцией, I могло быть завоевание земледельцев кочевниками.

К этой концепции в ее первом варианте близка экономическая концепция возникновения государства, тщательно разработанная К. Марксом. В соответствии с ней государство возникает в результате вызванного экономическими причинами разделения людей на два антагонистических класса: высшего, который владеет частной собственностью на средства производства, и низшего, у которого частной собственности нет. Государство требуется для охраны института частной собственности, и само становится частной собственностью. К. Маркс пишет, что «король - частный собственник народа, когда говорит: мой народ» (Антология мировой политической мысли. Т. I. M., 1997, с. 771).

В главе 3 шла речь еще об одной концепции — общественного договора людей, соглашающихся передать часть своих прав выбранным представителям, защищающим их общие интересы. Современные антропологи считают, что данная концепция не имеет исторического подтверждения. Государство никогда не возникало подобным образом. Законы государства не результат соглашения, а постепенно вырастают из традиций, навязываются завоевателями и т.п. Прежде чем какие-либо положения фиксируются в законах, они существуют в традициях, и сила законов в угрозе наказания, а в готовности людей подчиниться им.

Правда, имели место события незадолго до возникновении концепции общественного договора, которые как будто подтверждают ее. Плывшие на американский, континент будущие колонией еще на корабле договаривались о том, каким будет управление, и прибыв, устраивали его, именно так. Подобные договоры служат источником данной концепции, но никак не ее подтверждением, Поскольку колонистами становились цивилизованные люди, эмигрировавшие из стран, имевших опыт государственного строительства. В эпоху же возникновения государства, а было это до становления первых цивилизаций, ситуация была совершенно иной.

Неоднозначная оценка происхождения государства связана с наличием различных концепций государства, каждая из которых имеет своей частью особый вариант происхождения. По- видимому, имела место не одна, а несколько причин становления государства. Можно согласиться с тем, что его появление не случайно объясняется общей эволюцией общества.

• Особую форму происхождения русского государства сообщает «Повесть временных лет». По ней русская государственность возникла в результате призвания варяжских князей славянскими общинами, представители которых заявили: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите и владейте нами». В этой концепции присутствуют все признаки государства: население, территория, князь с дружиной. Многие русские историки относились к ней вполне серьезно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: