Сущность и фундаментальные черты научно-технической революции

Тема 6. Особенности современного этапа развития техники. Техника и глобальные проблемы современности

Сущность научно-технической революции

Основные направления НТР.

НТР и глобальные проблемы современности.

Ключевые понятия темы: научно-техническая революция, компьютеризация, информатизация, антропологический кризис, экологический кризис, кризис развития.

Двадцатый век по части технического развития был веком выдающимся. Без преувеличения можно сказать, что за сто лет сделано открытий и изобретений не меньше, чем за всю предыдущую историю человечества. Одной из наиболее очевидных реальностей нашего времени является беспрецедентный по своим масштабам и темпам научно-технический прогресс. Его значение, как фактора исторического развития человеческой цивилизации, трудно переоценить — он приводит к столь фундаментальным трансформациям общества, что позволяет утверждать о вступлении человечества в новую фазу общественного развития. В связи с этим, анализу современного этапа в историческом развитии техники отводится отдельная тема.

При знакомстве с историей развития техники нетрудно заметить неуклонный кумулятивный (накапливающий) эффект, поэтому тезис о прогрессе в техносфере сегодня ни у кого не вызывает возражений. В ходе развития человечества технические средства неуклонно совершенствуются. Технический прогресс на разных этапах человеческой истории был далеко неоднороден, и влияние его на социальное бытие также было неодинаково. В динамике технического прогресса выделяется четыре определяющих этапа («революций»), каждый из которых коренным образом преобразует общество во всех его сферах — в производительных силах, в социальных отношениях, в политических формах, в идеологии и в культуре. К этим этапам относятся:

— первая техническая революция — изобретение каменных «первоорудий» и освоение огня. С нее начинается отсчет развития человеческого общества и всех последующих технических революций. Эта революция выделяет человека из животного мира, закрепляет его статус за счет первых орудий труда;

— технический переворот, связанный с переходом к «железному веку» в I тысячелетии до н.э., и заключающийся в использовании стальных орудий в производственной деятельности человека. Его результат — возникновение исторически первой цивилизации, в основе которых лежат земледельческие и ремесленные технологии;

— промышленная революция конца XVIII в., которая ознаменовала переход от преимущественно орудийной деятельности к машинному производству. Она связана с изобретением парового двигателя, с его широким применением в различных областях, распространением рабочих машин и формированием машиностроения (начиная с изобретения суппорта). Ее результатом является возникновение индустриальной и урбанистической цивилизации;

— научно-техническая революция (середина XX в.) как совокупность радикальных изменений в системе «наука — техника — общество», обусловленных именно взаимосвязью составляющих ее подсистем. Она положило начало становлению «информационной цивилизации».

Рассмотрим сущность, основные черты и последствия научно-технической революции.

 

Сущность и фундаментальные черты научно-технической революции.

Научно-техническая революция (НТР) — понятие, используемое для обозначения тех качественных преобразований, которые произошли в науке и технике во второй половине ХХ века. Научно-техническая революция — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, в непосредственную производительную силу. Начало ее относится к 40-м гг. прошлого столетия. В ходе ее завершается процесс превращения науки в непосредственную производительную силу, происходят радикальные изменения масштабов и форм взаимодействия науки и техники: формируется система «фундаментальные исследования — прикладные исследования — экспериментальные разработки». Научные изобретения во все времена находили применение в производстве, однако лишь после второй мировой войны этот процесс приобрел такие масштабы, что его по праву назвали революцией. Темпы научно-технического прогресса поразительны: люди, родившиеся на рубеже ХIХ-ХХ вв. Жили при свечах и газовых уличных фонарях, телефоны были величайшей редкостью, появление телевизоров и не предвиделось. А уже в 60-хгг. началась космическая эра, и люди высадились на Луне!

Научный поиск был непосредственно направляться на удовлетворение практических потребностей общества. Отрезок времени между моментом совершения научного открытия до его практического воплощения имеет устойчивую тенденцию к сокращению. Темпы технического прогресса настолько возросли, что на протяжении жизни одного человеческого поколения коренные технические сдвиги могут произойти неоднократно. В результате произошли подлинно революционные изменения во всех сферах социального бытия.

НТР, как и всякая революция, происходит не вдруг и не возникает из «вакуума», она имела две главные предпосылки: научно-техническую и социальную. Важнейшую роль в подготовке НТР сыграли успехи естествознания в конце ХIХ - нач. ХХ в. В этот период происходит коренной переворот во взглядах на материю, в результате которого сложилась новая научная картина мира. Он был следствием «каскада» сенсационных открытий, прежде всего в физике, сделанных в течение чрезвычайно короткого исторического периода: открытие рентгеновского излучения (1895), радиоактивности (1896), электрона (1897), создана теория относительности (1905) и квантовая теория (1924). В 40-х гг. наука решила проблему расщепления атомного ядра. Человечество овладело атомной энергией.

Революционный сдвиг произошел и в технике, в первую очередь под влиянием применения электричества в промышленности и транспорте. Получают широкое распространение и постепенно становятся фактами обыденной жизни радио, электрические лампы, автомобили; рождается авиация. В формировании научно-технической революции решающее значение имели следующие изобретения: транзистора (1947), интегральной схемы (1957), микропроцессора и компьютера на чипе (1971), современного компьютера (1975).

К социальным факторам, способствующим осуществлению революционных изменений в науке и технике можно отнести организацию в ведущих мировых державах (прежде всего, в СССР и США) организации общенациональных научно-технических исследовательских программ, обеспечивающих тесное взаимодействие науки и промышленности. В результате значительно усилились непосредственные связи между научными и техническими разработками, ускорилось использование научных достижений в производстве.

Исторически сложились различные точки зрения на сущность НТР. Одни ученые трактуют ее сущность, исходя из тезиса о «превращении науки в непосредственную производительную силу». Действительно, в условиях НТР именно динамизм естественных наук определяет темпы и направления технического прогресса: исследования в атомной физике способствовали созданию атомной энергетики, в биологии — биотехнологии, в информатике — технической кибернетике, в химии — современных форм технологий. Реализация достижений науки на стыке дисциплин привело к появлению принципиально новых производств — полупроводников, монокристаллов, пленок и др. Справедливы также мнения тех исследователей, которые связывают сущностные характеристики НТР с переходом от машинного к комплексно-автоматизированному производству; третьи — с радикальными изменениями в системе управления; четвертые — с характером взаимоотношений техники и биосферы; и др.

Несмотря на некоторые теоретические разночтения, очевидно, что научно-техническая революция носит комплексный характер. Она является интегрированной системой, в рамках которой фиксируется вся совокупность изменений в системе отношений «человек — техника — природа — общество».

Принципиальное отличие НТР от всех предшествующих этапов технического прогресса состоит в том, что именно в рамках НТР организация производственных процессов осуществляется преимущественно с применением электронно-вычислительных машин (ЭВМ), ставших символом научно-технической революции. ЭВМ — принципиально новый вид техники, кардинально изменивший положение человека в производственном процессе. Их появление знаменует начало постепенной передачи машине выполнения элементарных логических функций человека. Управление технологическим процессом осуществляется теперь с помощью ЭВМ, что освобождает человека не только от контакта с рабочими орудиями, но и самой рабочей машиной. Это приводит к существенной интенсификации производственного процесса, т.к. параметры действия технических систем с применением электронно-вычислительных машин выходят за пределы не только физических, но и умственных возможностей человека. Например, им свойственна не только недоступная человеческой руке скорость движения, но и непосильная для человеческого мозга скорость обработки информации.

На современном этапе своего развития НТР характеризуется следующими основными чертами.

1. Превращение науки в непосредственную производительную силу, что означает усиление взаимодействия науки, техники и производства, в результате чего происходит сокращение временных интервалов от рождения новой научной идеи до ее практического воплощения. Расчеты показывают, что для 19 наиболее значительных изобретений, внедренных с 1888 по 1913 гг. срок от появления идеи до первой действующей модели был равен 176 годам, от модели до практического применения — 24 годам. Временной лаг от идеи до практического использования для фотографии составляет 112 лет, для телефона — 56 лет, для радио 35 лет, для телевидения — 14 лет, для атомной бомбы 6 лет, для транзистора — 5 лет, для лазера — 5 лет.

2. Превращение науки в ведущую сферу развития общества, что способствует кардинальным изменениям в общественном разделении труда: обозначается тенденция сокращения доли занятых в материальном производстве (и в промышленном, и сельскохозяйственном), неуклонно растет число занятых в науке и научном обслуживании, в сфере услуг.

3. Усиление взаимодействия наук, возникновение комплексных исследований, повышение роли социальных наук.

4. Значительная интенсификация процесса производства, обусловленного научной организацией и рационализацией труда, результатом чего стало снижение материалоемкости, капиталоемкости и трудоемкости продукции.

5. Изменение характера и содержания труда: он значительно обогащается элементами творчества; качественно меняется предмет труда на основе создания новых конструкционных материалов.

6. Автоматизация производства на основе применения электронно-вычислительной техники.

7. Информатизация всех сторон общественной жизни, огромное повышение социального и экономического значения информационной деятельности.

 

Этапы и основные направления НТР.

Наряду с основными чертами НТР можно выделить определенные этапы ее развития и главные направления, характерные для этих этапов.

Первый этап начался в 50-х гг. прошлого столетия и продолжался до конца 70-х годов. Основными техническими направлениями первого этапа НТР явились атомная энергетика, электронно-вычислительная техники и ракетно-космическая техника.

С конца 70-х годов ХХ столетия начался второй этап НТР, продолжающийся до сих пор. Важнейшей характеристикой данного этапа НТР стали новейшие технологии, в силу чего он получил наименование «научно-технологической революции». Суть этого этапа НТР заключается в переходе от различного рода внешних, по преимуществу механических воздействий на предметы труда к субмикронным воздействиям на уровне микроструктуры как живой, так и неживой материи. К таким важнейшим технологиям относятся нанотехнология и генная инженерия. Нанотехнологии («nannos» - «карлик» в переводе с греческого) — это технологии преобразования объектов порядка миллиардной доли метра, их величина сопоставима с размерами атомов и молекул. Огромную роль играют также такие новейшие технологии как гибкие автоматизированные производства, лазерные технологии, биотехнологии, информационные и коммуникационные технологии и др.

Второй этап НТР оказался в значительной степени связанным с таким технологическим прорывом, как появление и быстрое распространение микропроцессоров на больших интегральных схемах (так называемая микропроцессорная революция). Это во многом способствовало формированию мощного информационно-индустриального комплекса, включающего электронно-вычислительное машиностроение, микроэлектронную промышленность, производство электронных средств связи и разнообразного бытового оборудования.

Решительное вторжение микроэлектроники меняет состав основных фондов в нематериальном производстве: в здравоохранении, торговле, кредитно-финансовой сфере. Создаются новые отрасли, масштабы которых сопоставимы с отраслями материального производства. Например, в США реализация средств математического обеспечения и услуг, связанных с обслуживанием компьютеров, уже в 80-хгг. прошлого столетия превысила в денежном исчислении объемы производства таких крупных отраслей американской экономики, как авиа-, судо- или станкостроение.

Широкое распространение информационных технологий (информационно-компьютерная революция) серьезно повышает эффективность материального производства. Это означает, что в систему производства вовлекается новый, невещный ресурсинформация: научная, экономическая, технологическая, организационно-управленческая и т.д. Особенностью настоящего этапа развития общества является то, что техника как ее компонент создала уже третий мир, третью природу (первая - естественная природа, вторая - искусственная среда, без которой человек уже не мыслит своего существования) — так называемую виртуальную, мало похожую на первые две по своим онтологическим характеристикам, но не уступающую им по важности для человека и по возможностям эффективного использования.

Таким образом, научно-техническая революция повлекла за собой перестройку всего технического базиса, технологического способа производства, вызвала серьезные изменения социальной структуры общества, оказала влияние на образование, досуг и т.д. Эти изменения носят столь радикальный характер, что позволяют констатировать наступление нового цивилизационного уклада, который называется «техногенной цивилизацией», «постиндустриальным» обществом, или «информационным» обществом. Основным ресурсом нынешнего производства в любой его форме становится информация, отсюда и название, которое дали ученые современному этапу цивилизационного развития человечества. Знания как непосредственная производительная сила становится важнейшим фактором современной экономики, а создающий их сектор оказывается наиболее существенным и важным ресурсом производства. По мере развития информационного сектора хозяйства становится все более очевидным, что знания являются важнейшим стратегическим активом любого предприятия, источником творчества и нововведений, основой современных ценностей и социального прогресса и составляют все большую долю общественного богатства.

Таким образом, развитие современного общества приводит не столько к замене производства материальных благ производством услуг, сколько к вытеснению материальных компонентов готового продукта информационными составляющими. Следствием этого становится снижение роли сырьевых ресурсов и труда как базовых производственных факторов. Формирование «информационного общества» предполагает выход на уровень технического прогресса нового типа, обусловленного доминантой не материального роста, а динамикой качественного развития мировых социоприродных систем и их элементов. Смещение акцентов с количественных показателей общественного развития на качественные, определяется вступлением человечества в «зону» глобальных кризисов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: