Новая» историческая школа (Г. Шмоллер, Л. Брентано, К. Бюхер)

К представителям новой исторической школы Германии, которая стала зарождаться в 1870-е гг., можно отнести Густава Шмоллера (1838–1917), Луйо Брентано (1848–1931), Карла Бюхера (1847–1930).

Новая историческая школа развивалась в период становления единого германского государства, сформировавшегося в 1871 г., поэтому проблеме роли государства в экономике уделялось особое внимание. Эта школа также формировалась как оппозиция неоклассическому направлению. Основное внимание уделялось объяснению методов исследования. В «споре о методах» было дано обоснование относительности экономических законов и истории как методу объяснения экономических феноменов.

Выступая против маржиналистских положений, их математических моделей, против концепции «человека экономического», они обосновывали необходимость изучения поведения человека не в рамках«робинзонады» как примитивного потребителя, а в рамках социальной среды, общественных отношений. Тонкая индивидуальная человеческая психика слишком сложна для различного рода исчислений. Поэтому основное внимание обращалось на необходимость изучения общественной психологии при анализе экономических явлений и процессов, а также истории, этики, права, этнографии. Главной движущей силой развития общества признавалась социальная психология народа, ментальность, национальный характер. Такие явления как собственность, финансовая, кредитная системы, деньги являются отражением и материализацией социальной психологии конкретной нации.

Густав Шмоллер – профессор университета, один из основателей «Союза социальной политики». По мнению Г. Шмоллера, государство должно защищать низший класс и создать обоюдно выгодные условия для примирения классов, чтобы их вражда не мешала правильному развитию экономики страны. Г. Шмоллер считал, что политическая экономия не должна объяснять лишь учение о рынке и обмене товара, необходимо постараться пояснить хозяйственное поведение, теорию и этику хозяйственной деятельности.

Г. Шмоллер являлся профессором в университетах Галле, Страсбурга и Берлина. В 1884 году он был избран в верхнюю палату парламента.

Луйо Брентано – активный деятель «Союза социальной политики». Он предложил поднимать зарплату рабочим, давая тем самым повод для улучшения качества и количества производимых товаров.

Л. Брентано был доцентом Берлинского, а затем профессором Мюнхенского университета.

Карл Бюхер – автор «Возникновения народного хозяйства» (1893). В этом произведении он предложил схему, по которой развивалось народное хозяйство Европы. Схема очень проста и состоит из трех периодов развития общества:

1) натуральное хозяйство (все товары производили только для личного потребления в своем хозяйстве); 2) начало разделения труда (люди заметили, что некоторые товары они производят быстрее, а некоторые — медленнее, причем гораздо выгоднее поменяться с соседями недостающими товарами); 3) полное разделение труда (люди посчитали, что гораздо выгоднее производить один вид товаров, а остальные выменивать на рынке).

Экономисты новой исторической школы полностью отвергали объективность экономического процесса, объективный характер экономических законов, подменяя их эмпирическими обобщениями. Как отмечал Н. Шмоллер, он и его коллеги всегда остерегались заниматься большими принципиальными вопросами, а ограничивались последовательным познанием народного хозяйства. Их не интересовали причинно-следственные связи между экономическими явлениями. Отказываясь от самого понятия научного закона в применении к общественным процессам, Г. Шмоллер отмечал, что «если желают признавать законы только там, где известны подлежащие точному определению причины, то едва ли существуют экономические и социальные законы». Как утверждал Г. Шмоллер, весь процесс исторического развития общественно-хозяйственной жизни выражается в постепенном подчинении естественно сложившихся экономических отношений началам права и морали, а политическая экономия должна быть проникнута историческими и практическими полицейско-правовыми тенденциями.

Отрицая объективные экономические законы и само понятие такого закона в политической экономии, Г. Шмоллер и его коллеги допускали лишь существование частных этических законов, связывая с ними экономическое развитие страны. Исключив теоретический анализ, они ориентировали политическую экономию на изучение и описание исторических фактов хозяйственной жизни.

Характеризуя современное состояние общества, Г. Шмоллер отмечал наличие глубоких общественных язв, возрастание неравенства в распределении доходов и имущества, недостаточность согласия и солидарности в среде промышленников, грубость низших классов. По его мнению, происходило углубление «страшной пропасти» между мировоззрением, образованием, взглядами и идеалами имущих и неимущих классов. Г. Шмоллер считал, что эта пропасть опаснее экономической. Вместе с тем деление общества на классы, на состоятельных и неимущих он рассматривал как вечное и естественное. Общественный идеал Г. Шмоллер видел не в нивелировании в социалистическом смысле. «Нормальным и здоровым» он считал общество, которое «представляет лестницу различных существований, но с легкими переходами от одной ступени к другой».

Руководствуясь историческим методом в понимании предмета, места и роли политической экономии, экономисты новой исторической школы сделали наряду с этим упор на определяющую роль в хозяйственном развитии этико-правового фактора. Его соединение с историческим подходом к рассмотрению экономического процесса привело к образованию своеобразного историко-этического метода, которым широко пользовались представители этой школы.

Свою науку о народном хозяйстве Г. Шмоллер строил на основах национализма. Он признавал народное хозяйство только там, где люди одной и той же нации и с одним языком, объединенные общими традициями, общими чувствами, нравами и правовым порядком, имеют единое хозяйственное устройство, связаны постоянным общением и развитой системой обмена.

Решающую роль в хозяйственной жизни экономисты новой исторической школы отводили прусскому государству. Так, Г. Шмоллер постоянно подчеркивал свою приверженность прусской монархии, которой он поклонялся.

Только сильное национальное государство, по его мнению, способно обеспечить экономическое процветание, поддерживать немецкий капитал, устранить социальные противоречия. Эти идеи оказали большое влияние на последующую эволюцию немецкой политической экономии.

Л. Брентано являлся выразителем интересов либеральной буржуазии. Он один из проводников идей буржуазного реформизма, получивших в дальнейшем распространение среди немецких социал-демократов. Л. Брентано настойчиво занимался рабочим вопросом, профсоюзным движением и был сторонником распространения тред-юнионизма в Германии. Толчком к этому послужило изучение английских тред-юнионов, о чем он излагает в своей первой крупной работе. Л. Брентано выдвинул и обосновал идеи о возможности коренного изменения положения рабочих и ликвидации социального неравенства в обществе прежде всего посредством организации профсоюзного движения. В этом же направлении следовало широко использовать потребительскую кооперацию, способствующую улучшению материального положения рабочих, фабричное законодательство, а также разного рода реформы муниципального характера, направленные на улучшение жилищных условий рабочих, страхование их от травматизма, от безработицы.

Занимаясь вопросами труда и рабочего законодательства, Л. Брентано показывал изменения в положении трудящихся в историческом плане, начиная от рабовладельческой эпохи. Он изображал этот исторический процесс как непрерывное улучшение отношений между хозяевами предприятий и работниками.

Он подчеркивает и восхваляет юридическое равноправие всех членов современного общества. По его мнению, преследуя, при уважении одинаковых прав других лиц, только свои личные интересы, каждый участвует в общем удовлетворении потребностей всей нации. Слабейшей стороной в договоре капиталиста и рабочего он считал рабочего. Отсюда делался вывод о необходимости законодательной защиты рабочих от произвола предпринимателей, что особенно повышало значение профсоюзов.

В работах Л. Брентано настойчиво развивалась мысль о том, что создание профсоюзов способно коренным образом изменить положение рабочих, ликвидировать фактическое неравноправие рабочих и капиталистов. Он утверждал, что благодаря этому рабочий делается свободным не только юридически, но и фактически.

Разработкой и пропагандой идей классового мира занималась созданная в Германии в Эйзенахе в 1872 году специальная организация – «Союз социальной политики». Инициатором создания был Г. Шмоллер, которого поддержали и другие экономисты новой исторической школы. «Союз социальной политики» объединил немецкую профессуру и взял на себя пропаганду реформ.

Важнейшей целью организации считалась борьба с революционным рабочим движением.

«Союз социальной политики» широко использовал идеологические приемы, базирующиеся на идеях государственного социализма. С их помощью обосновывал единство немецкой нации, германской империи. Такой «социализм» проповедовался с университетских кафедр, в связи с чем его сторонников стали иронически называть катедер-социалистами (социалистами кафедры). В дело шли все, выдвинутые Л. Брентано, основные рычаги: профсоюзы, фабричное законодательство, потребительская кооперация, страхование рабочих, жилищное строительство и т. п.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: