Юная» историческая школа (В. Зомбарт)

К новой исторической школе Германии был близок ученик Г. Шмоллера Вернер Зомбарт (1863-1941). Эволюция его экономических взглядов весьма характерна для представителей немецкой политической экономии конца XIX-XX века. В. Зомбарт являлся профессором Бреславского, затем Берлинского университета. Как ученик Г. Шмоллера, формируя свой концептуальный аппарат, многое заимствовал у исторической школы.

Наряду с этим на первых порах, учитывая возросшее влияние марксистской теории и растущий к ней интерес, пытался опереться и на экономическое учение К. Маркса. Используя отдельные положения марксизма, он однако решительно отвергал его революционное содержание.

В. Зомбарт считал, что рабочее движение должно носить сугубо реформистский характер, ставить и решать только экономические задачи.

Взгляды В. Зомбарта были близки к катедер-социализму. В. Зомбарт являлся автором многих работ, в числе которых «Социализм и социальное движение в XIX веке» (1897), «Современный капитализм» (1902), «Строй хозяйственной жизни» (1926), «Герои и торговцы» (1915), «Три политические экономии» (1929), «Немецкий социализм» (1934), «О человеке» (1938). Социально-экономические взгляды В. Зомбарта неоднократно претерпевали заметные изменения. В отличие от Г. Шмоллера он не разделял крайностей эмпиризма, быстро реагировал на изменения социально-экономической обстановки, соотношение классовых сил, обострение социальных противоречий и т. п.

Общественные явления, экономический процесс В. Зомбарт в своих работах рассматривал с субъективно-идеалистических позиций. В качестве первоосновы процесса он выдвигал движение «духа». Вслед за М. Вебером В. Зомбарт решающую роль в развитии общества отводил изменениям в психике людей. Наиболее существенным признаком различных хозяйственных систем он считал господствующий в них «хозяйственный дух». С этих позиций отрицались объективность экономического процесса, объективные экономические законы, необходимость их познания. С таких методологических позиций капитализм рассматривался как продукт особого, капиталистического, духа. В. Зомбарт исходил из того, что жизнь общества подчинена случайным обстоятельствам, законы его непознаваемы и не могут быть объектом научного изучения.

В. Зомбарт своеобразно толковал экономические категории, лишая их реального содержания, превращая в пустые абстракции. Так, теория трудовой стоимости была объявлена только рабочей идеей и сведена к «мыслительному логическому факту». Прибавочную стоимость он считал лишь теоретическим символом, абстракцией, пригодной для анализа, отрицая, что ее источником является присвоение чужого неоплаченного труда. В. Зомбарт разделял теорию трех факторов производства. В его работах отрицались антагонистические противоречия, неизбежность экономических кризисов, а капиталистическая система хозяйства изображалась в качестве упорядоченной, планомерно организованной. Он являлся одним из авторов теории «организованного капитализма».

Одно из видных мест в концепции В. Зомбарта заняли проблемы дальнейшего социально-экономического развития общества, формы такого развития. Отвергая учение К. Маркса об общественно-экономических формациях и вывод о неизбежном революционном крушении капитализма, он противопоставил этому идею социального плюрализма. В. Зомбарт исходил из того, что число хозяйственных форм с развитием общества увеличивается, поскольку продолжающие существовать хозяйственные типы дополняются новыми. Он утверждал, что общество движется не к социализму, а в направлении более сложной экономической структуры, которая неизбежно включает как старые, так и новые формы хозяйства. В структуру общества будущего В. Зомбарт включал шесть хозяйственных образований: капитализм, кооперативное хозяйство, общественное хозяйство, натуральное хозяйство, ремесло, крестьянское хозяйство. Теория социального плюрализма В. Зомбарта предвосхитила появившуюся позднее теорию смешанной экономики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: