Рассмотрим поставленный вопрос на примере насоса с жестколопастным рабочим колесом. Рабочее колесо по устройству напоминает гребной винт, и имеет ступицу и лопатки. Лопасти – крыловидного профиля, с закруткой вдоль радиуса рабочего колеса. Число лопастей –
. В корпус перед колесом может устанавливаться направляющий аппарат (для предупреждения закрутки потока перед колесом).
1. – корпус.
2. – защитная труба.
3. – вал.
4. – выправляющий аппарат.
5. – лопасть выправляющего аппарата вал.
6. – лопасть рабочего колеса.
7. – рабочее колесо.

Во время действия насоса рабочее колесо вращается с постоянной угловой скоростью. Жидкость движется через межлопастные каналы колеса, обтекая лопасти. Взаимодействие лопастей рабочего колеса с потоком жидкости можно показать, развернув одно из кольцевых сечений колеса в виде бесконечной решетки профилей, которая совершает поступательное движение.

Обтекание лопастей жидкостью сопровождается интенсивным вихреобразованием в пограничном слое и, как следствие, возникновением циркуляционного движения вблизи колеса.
Циркуляционное движение накладывается на основной поток, что приводит к уменьшению скорости на вогнутой, и увеличению на выпуклой стороне лопастей. В соответствии с изменением скорости, изменяется давление жидкости на лопасти, и образуется гидродинамическая сила давления на лопасти, приложенная в центре гидродинамического давления. Эта сила раскладывается в 2-х координатных системах: в системе лопасти, одна из осей координат которой совпадает с
– на силу сопротивления лопасти
и подъёмную силу
.
В системе потока одна из осей совпадает с направлением оси рабочего колеса; сила
раскладывается на окружную силу
, направленную перпендикулярно оси рабочего колеса, и силу
, направленную параллельно оси колеса. Это силы, с которыми жидкость действует на лопасть. Реакции всех указанных сил действуют на жидкость. Реакция
вовлекает жидкость в переносное окружное движение в направлении вращения колеса и сообщает ей переносную окружную составляющую
. Реакция
вовлекает жидкость в поступательное движение вдоль оси рабочего колеса и сообщает ей поступательную составляющую скорости
. Абсолютная скорость определяется в результате построения параллелограмма скоростей.






