Лабораторных работ
На лабораторных занятиях по курсу «Введение в авиационную и ракетно-космическую технику» студенты по образцам агрегатов самолетов изучают как научные положения, изложенные в учебниках и лекциях, реализуются в конструкции конкретных самолетов. Предусмотрено выполнение четырёх лабораторных работ по трём темам курса.
Лабораторные работы проводятся в учебной лаборатории кафедры «Проектирование и сертификация авиационной техники». Учебная группа студентов делится на две подгруппы, занятия проводятся с каждой подгруппой.
Продолжительность лабораторного занятия четыре часа. Распределение часов следующее:
1. изучение натурных образцов и получение заданий для самостоятельной работы – I ч;
2. самостоятельная работа студентов – 2,5 ч;
3. предъявление выполненного задания и сдача лабораторной работы преподавателю – 0,5 ч.
На первой лабораторной работе студенты знакомятся с правилами техники безопасности работы в учебной лаборатории (роспись в ведомости обязательна). В начале занятий преподаватель должен напомнить общую целевую установку дисциплины «Введение в авиационную и ракетно-космическую технику», сформулировать цели и задачи данной работы и план ее проведения, познакомить студентов с характерными особенностями проведения всего цикла лабораторных работ (диалоговый режим изучения конструкции натурных образцов, выполнение эскизов, защита выполненных работ), сообщает требования к самостоятельной работе студентов и к выполнению и оформлению чертежей. Преподаватель показывает студентам образцы чертежей по теме лабораторной работы «Принципы создания подъёмной силы».
Затем разбираются принципы создания подъёмной силы баллистический, аэродинамический, аэростатический и ракетодинамический. Просматриваются учебные фильмы по теме лабораторной работы.
Преподаватель выдает студентам задания для самостоятельной работы и оказывает помощь в ходе их выполнения.
На второй лабораторной работе преподаватель формулирует цели и задачи данной работы и план ее проведения. Показывает студентам образцы чертежей по теме лабораторной работы «Основные агрегаты самолёта».
Затем группа подводится к одному из натурных образцов самолёта, на котором вместе с изучением основных агрегатов и частей самолёта удобнее разобрать комплекс вопросов: назначение агрегатов, классификации самолётов, виды аэродинамических схем самолетов, особенности их балансировки (за базовый образец рекомендуется взять самолёт «Квант»).
Во время диалогового режима изучения конструкции натурных образцов самолётов преподаватель выясняет готовность студентов к лабораторной работе.
Затем изучаются конструкции остальных самолётов, находящихся в учебной лаборатории каф. 101, при этом обращается внимание студентов на особенности компоновки самолётов в зависимости от их назначения.
Преподаватель выдает студентам задания для самостоятельной работы и оказывает помощь в ходе их выполнения.
На третьей лабораторной работе преподаватель формулирует цели и задачи данной работы и план ее проведения. Показывает студентам образцы чертежей по теме лабораторной работы «Конструкция крыла».
Затем группа подводится к натурному образцу крыла, на котором вместе с изучением его конструкции удобнее разобрать комплекс вопросов: назначение, формы крыла в плане и его КСС; виды нагрузок на крыло; элементы конструкции крыла, их назначение, виды и их элементы конструкции (за базовый образец рекомендуется взять консоль крыла самолёта Як-32).
При изучении последующих натурных образцов крыльев в таком же диалоговом режиме преподаватель фиксирует внимание студентов на особенностях КСС рассматриваемых крыльев (по какому принципу классифицируются КСС крыльев; чем отличаются конструкции крыльев различных КСС; какими элементами конструкции воспринимаются внутренние силовые факторы); на конструкции силовых элементов; на виде стыковых соединений консоли (или ОЧК) крыла и фюзеляжа (или центроплана).
Преподаватель выдает студентам задания для самостоятельной работы и оказывает помощь в ходе их выполнения.
На четвёртой лабораторной работе преподаватель формулирует цели и задачи данной работы и план ее проведения. Показывает студентам образцы чертежей по теме лабораторной работы «Конструкция фюзеляжа».
Затем группа подводится к натурному образцу фюзеляжа, на котором вместе с изучением его конструкции удобнее разобрать комплекс вопросов: назначение фюзеляжа и его КСС; виды нагрузок на фюзеляж; элементы конструкции фюзеляжа, их назначение, виды и их элементы конструкция (за базовый образец рекомендуется взять отсек фюзеляжа самолёта Як-25).
При изучении последующих натурных образцов фюзеляжей в таком же диалоговом режиме, преподаватель фиксирует внимание студентов только на особенностях КСС рассматриваемых фюзеляжей; на конструкции силовых элементов (усиленных шпангоутов, бимсов) и на зависимость применения той или иной КСС в зависимости от назначения самолёта.
Преподаватель выдает студентам задания для самостоятельной работы и оказывает помощь в ходе их выполнения.
Студент обязан, используя данное пособие, литературу и конспект лекций, подготовиться к занятиям, а при выполнении лабораторной работы должен:
1. изучить конструкции всего самолёта, либо только агрегата (соответствующего теме лабораторной работы) на натурных образцах;
2. выполнить эскизы, в примерном глазомерном масштабе с сохранением пропорций, с образцов в соответствии с заданием;
3. провести анализ изученной конструкции агрегата;
4. предъявить выполненную работу преподавателю.
Задания индивидуальные, эскизы с образцов выполняются простым карандашом на листах ватмана форматом А4 (210 x 297 мм) (Рис 1.).
Рис. 1. Оформление листа ватмана для выполнения работы | Рис. 2. Оформление титульного листа |
Предъявление выполненного задания и сдача лабораторной работы студентами происходит по мере готовности работы. Студент предъявляет эскизы и анализ конструкции агрегата преподавателю и дает необходимые пояснения. На последнем занятии студент сдаёт преподавателю сшитые в альбом чертежи с эскизами. Альбом оформляется титульным листом (Рис. 2).
Студенты, не защитившие лабораторные работы, к экзамену или зачету по дисциплине не допускаются.
Каждый студент выполняет следующие лабораторные работы по 4 ч каждая (всего 16 ч):
№1 Принципы создания подъёмной силы.
№2 Основные агрегаты самолета
№3 Конструкция крыла.
№4 Конструкция фюзеляжа.
Конкретное содержание лабораторных работ по курсу лекций необходимо согласовать с лектором, читающим курс лекций.
Работа №1.