Пример такого полёта – это воздушные шары и дирижабли. (Рис. 5) Это большие оболочки из газонепроницаемого материала, внутри которого находится газ, легче воздуха.
Подъемная (выталкивающая) сила аэростатических, ЛА, которые принято называть аппаратами легче воздуха, в соответствии с законом Архимеда определяется выражением:
Y = W ρв g,
где W-объем наполненной газом оболочки аппарата, м3; ρв -плотность воздуха, вытесняемого дирижаблем, кг/м3; g - ускорение свободного падения, м/с2.
Уравнение для силы тяжести дирижабля (воздушного шара):
G = mog = (ma + W ρг)g,
где mo - взлетная масса дирижабля; ma - масса аппарата, определяемая как сумма масс полезной нагрузки, различного оборудования, силовой установки, топлива, конструкции (в том числе и наполняемой газом оболочки объемом W); W ρг — масса заполняющего оболочку газа, имеющего плотность ρг.
То есть для того, чтобы дирижабль с массой та смог совершать полет, необходимо, чтобы плотность газа, заполняющего оболочку, была меньше плотности воздуха. Необходимый для полета объем наполненной газом оболочки:
|
|
Плотность воздуха (на уровне моря при температуре (0°С) ρв = 1,29 кг/м3. Для заполнения оболочки обычно используется водород (ρв = 0,09 кг/м3) или гелий (ρг = 0,179 кг/м3). Можно также заполнить оболочку подогретый воздухом, плотность которого будет меньше плотности воздуха, окружающего ЛА. Тепловые аэростаты применяются в спорте.
Недостатки ЛА с аэростатическим принципом полёта:
· большие габаритные размеры, следовательно, большое сопротивление;
· малые скорости;
· малая грузоподъёмность;
· плохая управляемость:
· воздушные шары управляются только в канале тангажа, т.е. по высоте;
· дирижабли управляются в канале тангажа и в канале курса.
Рис. 5. Дирижабль