Задачи накопления (хранения), обработки и передачи информации стояли перед человечеством на всех этапах его развития. Каждому этапу соответствовал определенный уровень развития средств информационного труда. Долгое время средства хранения, обработки и передачи информации развивались независимо друг от друга (табл. 1.1).
В течение долгого времени основными инструментами для решения задач обработки и передачи информации были мозг, язык и слух человека. Первое кардинальное изменение произошло с приходом письменности (по мнению ученых, речь возникла более тысячи веков назад, изобретение письменности относится к III тыс. до н. э.). Это привело к гигантскому качественному и количественному скачку в развитии общества, появилась возможность передачи знаний от поколения к поколению. Изобретение книгопечатания (середина XV в.) радикально изменило индустриальное общество, культуру, организацию деятельности.
Эти два этапа (письменность и книгопечатание) создали принципиально новую технологию накопления и распространения (передачи) информации, избавившую человечество от необходимости всецело полагаться на такой зыбкий и ненадежный инструмент, каким является человеческая память.
|
|
Конец XIX в. ознаменован изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Бурное развитие науки и промышленности в XX в., неудержимый рост объемов поступающей информации привели к тому, что человек оказался не в состоянии воспринимать и перерабатывать все ему предназначенное. Возникла необходимость классифицировать поступления по темам, организовать их хранение, доступ к ним, понять закономерности движения информации в различных изданиях и т. д. Исследования, позволяющие разрешить возникшие проблемы, стали называть информатикой. В этом смысле информатика — научная дисциплина, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также закономерности всех процессов научной коммуникации.
Информатика, являясь базой библиотечного дела, многие годы так и занималась изучением структуры и общих свойств научной информации, передаваемой посредством научной литературы. Постановка вопроса о завладении информатикой всем кругом вопросов, который связан с разработкой эффективных методов сбора, хранения, обработки и преобразования имеющейся информации в знания, прежде была неправомерной, так как не существовало почти ничего общего в методах сбора и обработки информации у медиков, географов, психологов, физиков, филологов и т. д. С этой точки зрения много общего между собой имели математика и физика, химия и медицина. Примеров отдельных связей было много, но общего стержня, вокруг которого объединились бы все науки, не было.
|
|
Положение существенно изменилось с появлением электронно-вычислительных машин (ЭВМ).
Первые ЭВМ создавались для проведения расчетов в атомной физике, в летательной и ракетной технике. Последовавшее далее внедрение ЭВМ в области административного управления и экономики дало не только большой экономический эффект, но и привело к созданию и бурному росту новой промышленной отрасли — средств и методов электронной обработки информации. Электронно-вычислительные машины стали обрабатывать числовую, текстовую, графическую и другую информацию. Появились новые ЭВМ, новые методы и средства общения с ними. Информация стала товаром.
Вычислительная техника сразу же показала свою эффективность в тех областях человеческой деятельности, где широко использовались методы математического моделирования — точные количественные методы. Сюда относятся физика, механика, химия, геофизика и т. д.
Развитие электронно-вычислительной техники, средств и методов общения с ней, создание автоматизированных информационно-поисковых систем, методов распознавания образов привели к тому, что ЭВМ стали эффективным инструментом и для «описательных» наук, которые раньше считались недоступными для методов математического моделирования (биология, юридические науки, история и т. п.). В них шло накопление отдельных фактов, давалось качественное описание объектов и событий. Использование нового рабочего инструмента значительно повысило эффективность проведения описательного анализа изучаемых объектов в таких науках. Появилось новое направление исследований, связанное с машинным моделированием человеческих интеллектуальных функций, — разработка «искусственного интеллекта».
Миниатюризация средств вычислительной техники, снижение ее стоимости позволили создавать станки с программным управлением, гибкие автоматизированные производства, станки-роботы, в которых ЭВМ решает задачи сбора, хранения, обработки, преобразования информации и на основе ее анализа вырабатывает соответствующие решения. В более сложных задачах человек, используя электронную технику, берет ответственность за принятие решения на себя. В этом случае ЭВМ анализирует огромные объемы информации и предлагает возможные варианты. Человек, познакомившись с этими вариантами, либо выбирает лучший с его точки зрения, либо ставит перед машиной новые условия и ждет следующего совета. Так — в режиме диалога — происходит процесс принятия решения.
Проведение любого эксперимента связано с получением информации, регистрируемой различными датчиками или непосредственно органами чувств человека. В ходе эксперимента информацию надо принять и записать, обработать по специальным алгоритмам, преобразовать к удобному для анализа виду. Далее, исследуя полученные результаты, необходимо сделать выводы.
При этом не имеет значения, какой это эксперимент — физический, биологический, химический и т. д., передают ли датчики данные прямо в ЭВМ или показания приборов сначала записывают в тетрадь, а потом вводят их в машину. Главное в том, что нужны алгоритмы сбора данных и записи их в запоминающие устройства в таком виде, который позволяет находить эти данные повторно, считывать и анализировать.
Другой важнейшей составной частью эксперимента является обработка данных по разработанным алгоритмам и составленным на их основе программам для вычислительной машины.
На следующем этапе активно используются программы преобразования данных к удобному для исследования виду (построение графиков, таблиц, рабочих чертежей и т. д.) и их выдача (отображение информации) или передача другим участникам эксперимента, находящимся на значительном расстоянии. Как правило, такие программы не ориентированы на конкретную предметную область, они достаточно универсальны.
|
|
Таким образом, мы выделили задачи, которые являются общими для всех наук при обработке информации с помощью ЭВМ. Научным фундаментом для их решения и стала новая наука — информатика.
В этом смысле слово «информатика» второй раз появляется в научной среде. Теперь — как перевод с французского informatique. Французский термин informatique (информатика) образован путем слияния слов information (информация) и automatique (автоматика) и означает «информационная автоматика, или автоматизированная переработка информации». В англоязычных странах этому термину соответствует синоним computer science (наука о вычислительной технике).
Появление ЭВМ сыграло решающую роль в оформлении информатики как науки, но и сама ЭВМ, ее создание, функционирование и применение — тоже предмет изучения информатики. Практика показала, что использование ЭВМ резко повысило производительность труда на производстве и в науке, оказало сильное влияние на научно-технический прогресс. В то же время существует и обратное влияние — задачи науки и практики предъявляют конструкторам и разработчикам программ требования для создания новых, более высокопроизводительных ЭВМ, ориентированных на решение конкретных проблем.
Раннее употребляемый в русском языке термин «информатика», связанный лишь с областью изучения структуры и общих свойств ной информации, передаваемой с помощью научной литературы, в современных условиях приобретает более широкое значение — название комплексной научно-технической дисциплины, призван-создавать новые информационные технологии и средства для решения проблем информатизации в различных областях человеческой деятельности: производстве, управлении, науке, образовании, торговле, финансовой сфере, медицине и др.
|
|
Информатика — комплексная научно-техническая дисциплина, занимающаяся изучением структуры и общих свойств информации, информационных процессов, разработкой на этой основе информационной техники и технологии, а также решением научных и инженерных проблем создания, внедрения и эффективного использования компьютерной техники и технологии во всех сферах общественной практики.