Вопросы и задания для самостоятельной работы. 1. Специфика литературы как вида искусства

Вопросы к зачету

1. Специфика литературы как вида искусства.

2. Деление литературы на роды, виды, жанры, типы.

3. Системное строение литературного произведения.

4. Художественный мир произведения.

5. Композиция художественного произведения.

6. Мотив. Сюжет. Детали художественного произведения.

7. Сюжетная схема произведения. Функция сюжетной линии в реализации авторского замысла.

8. Герой, автор, читатель в художественном произведении.

9. Пространственно-временные отношения в художественном произведении.

10. Текст художественного произведения. Специфика художественной речи. Поэзия и проза.

11. Форма художественного произведения.

12. Лексический уровень художественного произведения.

13. Художественное значение грамматических элементов художественного произведения.

14. Фонетика художественной речи.

15. Стиховедение как раздел теории литературы.

16. Метр и ритм. Системы стихосложения. Рифма. Строфа.

17. Художественный смысл слова в поэтическом тексте.

18. Литературный процесс. Основные закономерности литературного процесса.

19. Основные категории литературного процесса.

20. Учение о квалифицированном читателе и типе правильной читательской деятельности.

21. Младший школьник как читатель.

22. Анализ художественного произведения в единстве формы и содержания.

 

Рекомендуемая литература

Основная

1. Актуальные проблемы совершенствования языкового образования и речевого развития в современной начальной школе / под ред. Т. Г. Рамзаевой, М. П. Воюшиной. – СПб,: Из-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

2. Аристотель. Риторика. Поэтика / Аристотель. – М.: Академия, 2000.

3. Бабенко, Л. Г. Филологический анализ текста: Основы теории, принципы и аспекты анализа: учебник для вузов / Л. Г. Бабенко. - М.-Екатеринбург:Академ. Проект: Деловая книга, 2004. - 464с. - (Рек.МО). - ISBN 5-8291-0431-8.

4. Бабенко, Л. Г. Филологический анализ текста: практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин; под.ред. Л. Г. Бабенко. - М.-Екатеринбург:Академ. Проект: Деловая книга, 2004. - 400с. - (Рек.МО). - ISBN 5-8291-0299-4.

5. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: учебное пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, С. Н. Бройтман и др. / под.ред. Л. В. Чернец. - М. Высшая школа, изд. центр «Академия», 1999 (и посл. гг. изд.).

6. Волков, И. Ф. Теория литературы / И. Ф. Волков. - М.: Просвещение, Владос, 1995.

7. Лазутин, С. Г. Поэтика русского фольклора: учеб.пособие для вузов. – М.: Высшая школа, 1989 (и посл. гг. изд.). – 207с.

8. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. Г. Горецкий, М. Р. Львов, О. В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 464 с.

9. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.

10. Магомедова, Д. М. Филологический анализ лирического стихотворения: учеб. пособие для студ.филфака вузов / Д. М. Магомедова. - М.: Академия, 2004. - 192с. - (Рек.УМО). - ISBN 5-7695-1650-Х.

11. Основы литературоведения: учеб.пособие / под общ. ред. В. П. Мещерякова. - М.: Московский Лицей, 2000. - 372с.

12. Потебня, А.А. Теоретическая поэтика: учеб.пособие для студ. филол. фак. вузов / А.А. Потебня; сост., вступ. ст. и коммент. А.Б. Муратова. - 2-е изд.; испр. - СПб. - М.: СПбГУ: Академия, 2003. - 384с. - ISBN 5-8465-0132-Х.

13. Романовская, З. И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству. - М.: Просвещение, 2002. - 216 с.

14. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: учеб.пособие для студентовпед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М. С. Соловейчик, П. С. Жедек, Н. Н. Светловская и др.; под ред. М. С. Соловейчик. - М.: Просвещение, 1993. - 383 с.

15. Светловская, Н. Н. Основы науки о читателе: теория формирования правильной читательской деятельности. - М.: «NB Магистр», 1993. - 180 с.

16. Светловская, Н. Н. Теория методики обучения детей чтению. - М.: ИНФО-Лайн, 1993. – 180 с.

17. Светловская, Н. Н. Обучение детей чтению: Практическая методика: учебное пособие для студентов пед. вузов / Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-оол. – М.: Академия, 2001.

18. Теория литературы: Учеб.пособие для студ. филфака вузов: в 2 т. Т.1: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / под ред. Н.Д. Тамарченко. - М.: Академия, 2004. - 512с. - (Доп. УМО). - ISBN 5-7695-1690-9.

19. Холшевников, В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение: учеб. пособие для студ. филфака вузов / В.Е. Холшевников. - 5-е изд. - СПб.: М.: СПбГУ: Академия, 2004. - 208 с. - ISBN 5-8465-0023-4.

 

Дополнительная

1. Бушко, О.М. Школьный словарь литературоведческих терминов/ О.М. Бушко. – 2-е изд.; испр. И доп. – М.:Материк-Альфа,2005. – 128с. –ISBN 5-98466-020-2.

2. Зеленецкий, А. Словарь литературных эпитетов / Зеленецкий А. –М.: Грамотей, 2005. – 152с. – ISBN 5-89769-138-Х.

3. Квятковский, А. Т. Школьный поэтический словарь / А. Т. Квятковский. – М.: Дрофа, 2000.

4. Коряков, П. В. Теоретическая поэтика: курс лекций / П. В. Коряков. – Орск: Издательство ОГТИ, 2006. – 106 с.

5. Кубасова, О. В. Выразительное чтение: Пособие для студентов средних учебных заведений / О. В. Кубасова. - 2-е изд., стереотип. – М.: Академия, 1998. – 144 с.

6. Левин, В. А. Когда маленький школьник становится большим читателем / В. А. Левин. – М.: Просвещение, 1997.

7. Литературный энциклопедический словарь / под общей ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М.: Русский язык, 1987.

8. Львов, М. Р. Исторический взгляд на методы обучения родному языку: Краткие очерки / М. Р. Львов. // Начальная школа. - 2004. - № 9. - С. 19-26; № 10. - С. 20-28.

9. Пиче-оол, Т. С. Самостоятельная работа с текстом произведения при обучении чтению / Т. С. Пиче-оол. - М.:Библиомаркет, 1997. - 163 с.

10. Светловская, Н. Н. Чтение как обязательный компонент современной системы образования / Н. Н. Светловская. // Начальная школа. - 2002. - №7. - С. 24-29.

11. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н. Н. Светловская. // Начальная школа. - 2004. - № 1. - С. 11-18.

12. Тамарченко, Н. Д. Теоретическая поэтика: хрестоматия-практикум: учеб.пособие для студ. филол. фак. вузов / Н. Д. Тамарченко. – М.: Академия, 2004. – 400с. –(Рек.УМО).

13. Тюпа, В.И. Анализ художественного текста: учеб.пособие для студ. филфак. вузов / В.И. Тюпа. – М.:Академия,2006. – 336с. – (Рек.УМО). – ISBN 5-7695-2466-9.

14. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. – М.: Высшая школа, 1999.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Покажите, как соотносятся при чтении и анализе художественного произведения такие явления, как художественное содержание, идея, авторская концепция, читательская интерпретация.

2. Дайте определение понятию «мотив произведения». Подумайте, почему мотив принято считать самой малой единицей произведения, имеющей отношение и к «оформленному содержанию», и к «содержательной форме». Объясните, как соотносятся в художественном произведении детали предметного мира, нарисованные автором, и мотивы.

3. Раскройте суть каждой из двух схем событийного сюжета. Подберите художественные произведения из фольклора и литературы, в основе которых лежат линейные и циклические сюжетные схемы. Подумайте, какие из них могут войти в круг детского чтения. Назовите произведения, которые, по вашему мнению, могли бы войти в учебную хрестоматию для чтения в начальных классах.

4. Покажите специфику сюжета поэтического произведения, воспользовавшись одним из текстов, помещенных в современной хрестоматии для чтения в начальных классах.

5. Подумайте, в чем выражается конфликт автора и читателя, возникающий в ходе вдумчивого чтения художественного произведения.

6. Проанализируйте один из разделов любой современной учебной хрестоматии по чтению для начальных классов:

- с точки зрения типа авторской эмоциональности произведений, включенных в раздел;

- с точки зрения композиционного построения произведений.

7. Отберите из круга детского чтения произведения:

- с «открытым» сюжетом, т. е. с сюжетом, в котором отсутствует развязка;

- с обманной кульминацией и ложной развязкой.

Аргументируйте целесообразность использования этих произведений в качестве учебного материала для чтения и литературного развития учащихся в начальной школе.

8. Среди произведений малых фольклорных жанров отберите тексты, которые могут быть использованы для обучения чтению и начального литературного образования младших школьников. Свой выбор аргументируйте.

9. Среди произведений устного народного творчества назовите такие, которые могут быть отнесены к эпическому, лирическому, драматическому родам. Отберите из них те, которые могут быть предложены для чтения ребенку младшего школьного возраста. Сопоставьте свой выбор с реальным содержанием учебных хрестоматий по чтению для начальных классов. Чем, на Ваш взгляд, объясняется незначительное количество драматических произведений, включенных в учебную хрестоматию по чтению?

10. Поясните, что представляет собой упорядоченность художественного текста на графическом уровне. Какую роль в раскрытии художественного смысла произведения могут играть знаки препинания?

11. Назовите методически значимые детали графического облика произведения. Приведите примеры.

12. Охарактеризуйте двухсложные и трехсложные размеры в силлабо-тоническом стихосложении. Покажите, что собой представляют и какими терминами обозначаются двухсложные и трехсложные стопы в силлабо-тоническом стихе.

13. Укажите, что положено в основу определения литературного течения и на основании чего выделяется литературное направление в художественной системе.

14. Покажите, какие факторы влияют на стиль внутри художественной системы.

Контрольные работы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: