Контрольная работа №4. 1. Прочитайте сказку Г.-Х

1. Прочитайте сказку Г.-Х. Андерсена «Принцесса на горошине». Выявите компоненты сюжета: экспозицию, завязку, эпизоды, составляющие развитие действия, кульминацию, развязку. Нарисуйте схему сюжета этой сказки.

2. Составьте вопросы и задания для работы с детьми над сюжетом и композицией этой сказки. Обратите внимание на следующие моменты:

- какие вопросы к произведению помогут детям отделить экспозицию от основного повествования;

- какие читательские действия нужны для уяснения завязки действия (т.е. начала действия, исходного момента сюжета);

- сформулируйте вопросы, обращающие внимание детей на формальные признаки завязки (с завязки начинается развитие действия во времени, поэтому часто формальным признаком завязки становятся слова-обстоятельства времени: раз, однажды, как-то и др.);

- какие эпизоды составляют развитие действия;

- предложите задания, которые помогут детям вычленить события, развивающие сюжет (можно воспользоваться такими методическими приемами: постановка вопроса к событию; выполнение рисунка к эпизоду; схематическое изображение событий и связи между ними; выписывание ключевых слов к каждому событийному эпизоду, например, непогода, постучали, принцесса, подумала королева, уложили, спросила);

- какой эпизод является кульминацией и какой – развязкой;

- почему сказка не закончилась на эпизоде-развязке; поставьте вопрос к послесловию сказки.

 

Контрольная работа №5

Прочитайте рассказ А. П. Чехова «Верочка» и произведите его анализ:

1. Уясните пространственные границы повествования и вычертите схему.

2. Найдите кульминационный эпизод в развитии сюжета. Отметьте, в какой части пространства происходит кульминационная сцена.

3. Объясните, какое «место» действия помогает раскрытию смысла происходящего. Подумайте, какую роль играет «раздвижение» и «сужение» пространства, в котором происходят действия. Отметьте на схеме стрелочками передвижения героев в описанную ночь. Какое читательское действие углубляет понимание смысла произведения?

4. Выявите временной план произведения и сопоставьте время и место изображенных событий. Как влияет на осмысление описанных событий соотнесение в произведении прошлого, настоящего и будущего времени. Подумайте, какую роль в пространственно-временных отношениях играет Петербург. Включите Петербург в сюжетную схему произведения.

5. Чья точка зрения находится в центре повествования? Обнаруживаются ли в композиции произведения другие точки зрения?

6. Определите ведущие мотивы произведения. Какую роль в идейном содержании произведения играет мотив дороги? Как Вы можете объяснить повтор такой детали, как красный платок, принадлежащий героине?

7. Выпишите из рассказа слова, раскрывающие образ Верочки, и слова, относящиеся к миру Огнева. Подумайте, что дает сравнение этих двух лексических групп для уяснения авторской позиции в произведении; какова функция заглавия «Верочка» в создании художественной завершенности произведения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: