Методика «Классификация»

Цель: выявить уровень сформированности понятий посредством операции классификации.

Правильные ответы выделены.

  1. Скворец, синица, курица, голубь.
  2. Роза, гвоздика, астра, василек.
  3. Корова, коза, лошадь, теленок.
  4. Шапка, польто, платьеЮ, рубашка.
  5. Чашка, стакан, кастрюля, кружка.
  6. Матрос, солдат, ребенок, летчик.
  7. Тигр, слон, лев, медведь.
  8. Топор, ножницы, нож, пила.

Оценка результатов: 3 балла – 1 ошибка;

2 балла – 2 ошибки;

1 балл – 3 ошибки.

Методика «Третий подходящий»

Цель: определить уровень сформированности понятий.

Ребенку последовательно показывают 5 наборов картинок. Кладут перед ним две картинки из каждого набора и предлагают подобрать к ним еще одну: «Подбери подходящую к этим обеим».

Первый набор обучающий: после того как ребенок выполнит задание (к шляпе и штанишкам надо подобрать платье, потому что это одежда). После выполнения каждого задания ребенок должен обосновать свой выбор.

  Дано   Выбрать из
  Шорты, шляпа   Девочка, платье
  Сковорода, тарелка   Картошка, вилка
  Капуста, огурцы   Замок, гриб (мухомор)
  Мальчик, рыба   Удочка, собака
  Мешок, шкаф   Ключ, чемодан

 

Оценка результатов:

3 балла – выбор сделан правильно, обоснован;

2 балла – 2 ошибки в выборе;

1 балл – более трех ошибок, обосновать свой выбор затрудняется.

 

Тест «Правая –левая рука»

Цель: выявить способность ребенка к диспозиционности, возможность корректировать свою точку зрения и мнение других.

Психолог и ребенок садятся друг напротив друга. Психолог спрашивает у ребенка, где у него правая (левая) рука. Затем просит показать правую (левую) руку у себя (психолога). При правильном выполнении задания психолог начинает умышленно сбивать ребенка.

Оценка результатов:

3 балла – перекрестное решение на образном уровне с соответствующим обоснованием, критическое отношение к провоцирующим действиям;

2 балла – перекрестное решение в сочетании с практическими действиями (поворот головы, тела), при провоцирующих действиях психолога, соглашается с ним;

1 балл – использует способ «зеркального перенесения»;

0 баллов – сбивается при определении у себя правой (левой) руки.

 

Методика Пьерона-Рузера

Цель: определить уровень сформированности саморегуляции и обучаемости (рис.7).

Инструкция детям: «Посмотрите на доску. Там нарисованы 4 геометрические фигуры. В верхней части вашего листа нарисованы такие же. В круге надо поставить точку (.), в треугольнике – черточку (|), квадрат остается чистым, а в ромбе нарисуйте такую черточку (-). Как только я скажу «Начали), нужно заполнить остальные фигуры. (Следует еще раз повторить задание). Постарайтесь, чтобы все получилось красиво и аккуратно».

На выполнение задания отводится 3 минуты. В протоколе экспресс-диагностики необходимо отметить общее количество выполненных фигур через 3 минуты; количество ошибок; количество выполненных заданий (аккуратно, старательно или небрежно).

Оценка результатов:

3 балла – задание выполнено быстро и качественно, количество заполненных фигур – 80-90;

2 балла – качество выполнения хорошее, заполненных фигур – 60-70;

1 балл – нужно несколько раз повторить задание, прежде чем ребенок приступит к работе, в отдельных случаях необходим наглядный показ работы, количество заполненных фигур -40-50.

 

Протокол экспресс-диагностики


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: