Цель: выявить уровень сформированности понятий посредством операции классификации.
Правильные ответы выделены.
- Скворец, синица, курица, голубь.
- Роза, гвоздика, астра, василек.
- Корова, коза, лошадь, теленок.
- Шапка, польто, платьеЮ, рубашка.
- Чашка, стакан, кастрюля, кружка.
- Матрос, солдат, ребенок, летчик.
- Тигр, слон, лев, медведь.
- Топор, ножницы, нож, пила.
Оценка результатов: 3 балла – 1 ошибка;
2 балла – 2 ошибки;
1 балл – 3 ошибки.
Методика «Третий подходящий»
Цель: определить уровень сформированности понятий.
Ребенку последовательно показывают 5 наборов картинок. Кладут перед ним две картинки из каждого набора и предлагают подобрать к ним еще одну: «Подбери подходящую к этим обеим».
Первый набор обучающий: после того как ребенок выполнит задание (к шляпе и штанишкам надо подобрать платье, потому что это одежда). После выполнения каждого задания ребенок должен обосновать свой выбор.
Дано | Выбрать из | ||
Шорты, шляпа | Девочка, платье | ||
Сковорода, тарелка | Картошка, вилка | ||
Капуста, огурцы | Замок, гриб (мухомор) | ||
Мальчик, рыба | Удочка, собака | ||
Мешок, шкаф | Ключ, чемодан |
|
|
Оценка результатов:
3 балла – выбор сделан правильно, обоснован;
2 балла – 2 ошибки в выборе;
1 балл – более трех ошибок, обосновать свой выбор затрудняется.
Тест «Правая –левая рука»
Цель: выявить способность ребенка к диспозиционности, возможность корректировать свою точку зрения и мнение других.
Психолог и ребенок садятся друг напротив друга. Психолог спрашивает у ребенка, где у него правая (левая) рука. Затем просит показать правую (левую) руку у себя (психолога). При правильном выполнении задания психолог начинает умышленно сбивать ребенка.
Оценка результатов:
3 балла – перекрестное решение на образном уровне с соответствующим обоснованием, критическое отношение к провоцирующим действиям;
2 балла – перекрестное решение в сочетании с практическими действиями (поворот головы, тела), при провоцирующих действиях психолога, соглашается с ним;
1 балл – использует способ «зеркального перенесения»;
0 баллов – сбивается при определении у себя правой (левой) руки.
Методика Пьерона-Рузера
Цель: определить уровень сформированности саморегуляции и обучаемости (рис.7).
Инструкция детям: «Посмотрите на доску. Там нарисованы 4 геометрические фигуры. В верхней части вашего листа нарисованы такие же. В круге надо поставить точку (.), в треугольнике – черточку (|), квадрат остается чистым, а в ромбе нарисуйте такую черточку (-). Как только я скажу «Начали), нужно заполнить остальные фигуры. (Следует еще раз повторить задание). Постарайтесь, чтобы все получилось красиво и аккуратно».
|
|
На выполнение задания отводится 3 минуты. В протоколе экспресс-диагностики необходимо отметить общее количество выполненных фигур через 3 минуты; количество ошибок; количество выполненных заданий (аккуратно, старательно или небрежно).
Оценка результатов:
3 балла – задание выполнено быстро и качественно, количество заполненных фигур – 80-90;
2 балла – качество выполнения хорошее, заполненных фигур – 60-70;
1 балл – нужно несколько раз повторить задание, прежде чем ребенок приступит к работе, в отдельных случаях необходим наглядный показ работы, количество заполненных фигур -40-50.
Протокол экспресс-диагностики