Психологическую характеристику параметров готовности к школьному обучению, используемую в диагностических программах и тестах, можно представить следующим образом.
- Уровень мотивационной готовности, в которой можно выделить две группы мотивов учения:
а) широкие социальные мотивы или мотивы, связанные с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений;
б) мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью или «познавательные интересы», потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
2. Уровень интеллектуального развития: дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), концентрация внимания, аналитическое мышление, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация.
3. Уровень произвольной саморегуляции выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, в произвольной организации познавательной деятельности, произвольном поведении будущего ученика.
|
|
4. Сформированность параметров учебной деятельности:
умение сознательно подчинять свои действия правилу;
умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме;
умение ориентироваться на заданную систему требований;
умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Основная цель экспресс-диагностики – определить, какие дети нуждаются в проведении коррекционно-развивающей работы.
«Тест в картинках»
Цель: Выявить мотивационную готовность ребенка к обучению в школе, предпочитаемый вид деятельности.
Ход исследования.
Ребенку предлагают рассмотреть рисунки. (Приложение 2, рис. 1, 2).
Убедившись, что их содержание понятно, спрашивают: «Чем бы ты хотел заниматься в первую очередь, во вторую, в третью?».
Если ребенок выбирает учебную деятельность как наиболее важную, желаемммммую в первую очередь, это свидетельствует о высоком уровне его мотивационной готовности; во вторую очередь – о среднем уровне, если он выбирает учебу в третью очередь или не выбирает совсем, это говорит о низком уровне его мотивационной готовности.
Оценка результатов:
3 балла – преобладает ориентация на учебную деятельность;
2 балла – ориентация на учебно-игровую деятельность;
1 балл – ориентация на игровую деятельность.
Методика «Нарисуй себя»
Цель: определить уровень сформированности образных представлений.
|
|
Инструкция детям: «Перед вами лист бумаги на котором нарисована рамка. Изобразите в ней самих себя такими, какие вы есть. Пользуйтесь цветными карандашами».
Оценка результатов:
3 балла – изображены все части тела, руки, ноги имеют объем, хорошее качество изображения;
2балла – изображены все части тела, руки, ноги изображены одной линией;
1 балл – изображено до 5 частей тела;
0 баллов – примитивный рсиунок.
Тест «Кубики» (тест Амптхауэра)
Цель: определить уровень наглядно-образного мышления.
(Прил. 2, рис. 3-5)
Ребенку предлагают рассмотреть кубики; один расположен вверху, ниже находятся три. Необходимо внимательно рассмотреть нижние кубики, сравнить их с верхним, найти тот, который похож на верхний (для диагности предложено 6 субтестов).
Правильные ответы: 1б; 2в; 3а; 4в; 5б; 6в.
Оценка результатов:
3 балла – 1 ошибка;
2 балла – 2 ошибки;
1 балл – 3 ошибки.