· Объясните, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом. Семья может принять ваши объяснения, а может - нет.
· Спросите, в какой помощи семья нуждается, согласна ли она сотрудничать. Помните, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным.
· Обязательно проверьте, как члены семьи вас поняли и как восприняли.
· Узнайте, каким семья видит ваше сотрудничество.
· Оцените качество контакта с семьей.
Спокойно выслушайте ответы членов семьи, примите их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут вам и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на которой придется налаживать отношения.
Во время первого визита:
· не сосредоточивайте особое внимание на проблемах семьи, если семья не готова сама о них говорить;
· не чувствуйте себя скованно;
· не “включайте негативное самопрограммирование”;
· не говорите, что правильно, а что неправильно, прежде чем не узнаете мнение семьи по этому поводу;
· не противопоставляйте себя семье;
|
|
· не форсируйте события: семья может оказаться не готовой, и будет защищаться;
· не сомневайтесь в собственной профессиональности.
Для установления хорошего контакта во время первого визита в семью необходимо:
· обрести состояние комфортности;
· настроить себя на сотрудничество;
· “встать на одну сторону с семьей”, активизировать профессиональную установку на оказание социально-педагогической помощи;
· быть уверенным, что совместно возможно улучшить ситуацию в семье.
Принципы созидания и поддержки
партнерских отношений
- Нужно самому хотеть быть вовлеченным в дела семьи, чтобы образовались определенные отношения.
- Степень глубины взаимоотношений прямо пропорциональна затрачиваемому времени, усилиям, умению, эмоциям, а также зависит от позиции.
- Отношения профессионально строятся по программе, которая начинается с вежливости и уважения, формирует взаимопонимание, устраняет безразличие, создает взаимосвязи и, наконец, кристаллизует партнерство.
- Совместная работа еще не является неоспоримым доказательством установления искомых отношений. Часто она просто является средством манипуляции.
- Способность нравиться, чувство взаимной предрасположенности очень важны для создания необходимых отношений между социальным педагогом и семьей.
- Самые лучшие партнерские отношения между социальным педагогом и семьей – это отношения на личностном уровне.