Материал для социального педагога
По сопровождению семей, находящихся в социально – опасном положении.
Роли социального педагога
Квалификационные требования к социальному педагогу.
Социальный педагог должен:
1. Иметь соответствующее образование; знать правовые акты и нормативные документы по вопросам образования, знать основы социальной политики, трудового и семейного законодательства; обладать знаниями в области общей и социальной педагогики; социальной, возрастной, педагогической и детской психологии; знать социально-педагогические и диагностические методики.
2. Проводить работу по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите клиентов в учреждении и по месту жительства.
3. Изучать психологические, медицинские, педагогические особенности личности и социальные навыки клиентов, условия их жизни.
4. Выявлять интересы, потребности, трудности, проблемы клиентов, своевременно оказывать им социальную помощь и поддержку.
5. Определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы, осуществлять их практическую реализацию при предоставлении социально-педагогических услуг.
|
|
6. Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений между клиентами учреждения.
7. Взаимодействовать с родителями (лицами, их заменяющими), учителями, специалистами социальных служб, благотворительными и другими организациями в оказании помощи детям, нуждающимся в усыновлении, опеке или попечительстве, детям с ограниченными возможностями, а также попавшим в трудную жизненную ситуацию,
8. Выявлять психологические проблемы детей, семей, отдельных граждан - клиентов учреждений, участвовать в разработке планов психолого-педагогической и социальной реабилитации.
9. Участвовать в работе по социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
10. Проводить мероприятия по профилактике социальной дезадаптации учащихся.
Личные качества социального педагога
Для создания партнерских отношений необходимы:
- открытость;
- доступность;
- надежность;
- доверительность;
- честность, где есть место и твердости, и сопереживанию;
- отзывчивость.
В своей работе с семьей социальный педагог должен руководствоваться следующими “Заповедями”.
- Не навреди.
- Не оценивай.
- Принимай человека таким, как он есть.
- Соблюдай конфиденциальность.
- Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.
- Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки.
- Минимум специальных терминов.
- Соблюдай принцип добровольности.
Исследование функционирования семьи -
это инструмент для проведения комплексного
анализа жизнедеятельности семьи
|
|
Термины, которыми полезно пользоваться в процессе исследования:
- Гомеостаз: семья поддерживает неизменность, уравновешенность семейной системы. Для любой хорошо функционирующей семьи характерен определенный стереотип поведения, поддерживающий гомеостаз. При изменениях происходит выход из равновесия, что сопровождается стрессом.
- Правила и нормы - система внутрисемейных правил, касающихся прав и обязанностей, поведения членов семьи. При нарушении этих правил возникает стресс, напряженность отношений.
- Гибкость характеризуется тем, насколько семья способна принимать изменения. Гибкая семья хорошо принимает изменения, у ригидной семьи изменения сопровождаются стрессом (например, потеря работы).
- Динамика семейных отношений характеризуется тем, как члены семьи ежедневно общаются между собой.
- Внешние границы семьи. Система взаимоотношений семьи с окружением (друзья, родственники и т.д.).
- Внутренние границы семьи. Особенности функционирования подсистем семьи (например, отец-сын, дети между собой, отец - мать, муж - жена и т.д.).
- Структура власти семьи. В чьих руках власть в семье? Особенности власти (открытая - скрытая и т.д.).
- Эмоциональность семьи. Какова эмоциональная шкала семьи? Как выражаются эмоции в семье (бурно, сдержанно, преобладает равнодушие, сочувствие и т.д.)?
- Ценности и убеждения семьи. В чем заключаются ценности семьи, какие убеждения семья разделяет?
- Роли в семье. Какие роли существуют в семье (например, примиритель, защитник, авторитет и т.д.)?
- Стиль общения семьи. Открытость общения. Как происходит общение семьи?
- Сильные стороны семьи. Какие сильные стороны существуют у семьи? Кто является их носителем?
- Для социального педагога исследование семьи - это, с одной стороны, обязательный процесс, необходимый для дальнейшей работы, с другой - процесс профессиональных открытий.