Личные качества социального педагога

Материал для социального педагога

По сопровождению семей, находящихся в социально – опасном положении.

Роли социального педагога

Квалификационные требования к социальному педагогу.

Социальный педагог должен:

1. Иметь соответствующее образование; знать правовые акты и нормативные документы по вопросам образования, знать основы социальной политики, трудового и семейного законодательства; обладать знаниями в области общей и социальной педагогики; социальной, возрастной, педагогической и детской психологии; знать социально-педагогические и диагностические методики.

2. Проводить работу по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите клиентов в учреждении и по месту жительства.

3. Изучать психологические, медицинские, педагогические особенности личности и социальные навыки клиентов, условия их жизни.

4. Выявлять интересы, потребности, трудности, проблемы клиентов, своевременно оказывать им социальную помощь и поддержку.

5. Определять задачи, формы, методы социально-педагогической работы, осуществлять их практическую реализацию при предоставлении социально-педагогических услуг.

6. Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений между клиентами учреждения.

7. Взаимодействовать с родителями (лицами, их заменяющими), учителями, специалистами социальных служб, благотворительными и другими организациями в оказании помощи детям, нуждающимся в усыновлении, опеке или попечительстве, детям с ограниченными возможностями, а также попавшим в трудную жизненную ситуацию,

8. Выявлять психологические проблемы детей, семей, отдельных граждан - клиентов учреждений, участвовать в разработке планов психолого-педагогической и социальной реабилитации.

9. Участвовать в работе по социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

10. Проводить мероприятия по профилактике социальной дезадаптации учащихся.

Личные качества социального педагога

Для создания партнерских отношений необходимы:

  • открытость;
  • доступность;
  • надежность;
  • доверительность;
  • честность, где есть место и твердости, и сопереживанию;
  • отзывчивость.

В своей работе с семьей социальный педагог должен руководствоваться следующими “Заповедями”.

  1. Не навреди.
  2. Не оценивай.
  3. Принимай человека таким, как он есть.
  4. Соблюдай конфиденциальность.
  5. Соблюдай меру взаимного откровения с клиентом, но сохраняй некоторую дистанцию.
  6. Не отнимай у клиента право отвечать за свои поступки.
  7. Минимум специальных терминов.
  8. Соблюдай принцип добровольности.

Исследование функционирования семьи -
это инструмент для проведения комплексного
анализа жизнедеятельности семьи

Термины, которыми полезно пользоваться в процессе исследования:

  • Гомеостаз: семья поддерживает неизменность, уравновешенность семейной системы. Для любой хорошо функционирующей семьи характерен определенный стереотип поведения, поддерживающий гомеостаз. При изменениях происходит выход из равновесия, что сопровождается стрессом.
  • Правила и нормы - система внутрисемейных правил, касающихся прав и обязанностей, поведения членов семьи. При нарушении этих правил возникает стресс, напряженность отношений.
  • Гибкость характеризуется тем, насколько семья способна принимать изменения. Гибкая семья хорошо принимает изменения, у ригидной семьи изменения сопровождаются стрессом (например, потеря работы).
  • Динамика семейных отношений характеризуется тем, как члены семьи ежедневно общаются между собой.
  • Внешние границы семьи. Система взаимоотношений семьи с окружением (друзья, родственники и т.д.).
  • Внутренние границы семьи. Особенности функционирования подсистем семьи (например, отец-сын, дети между собой, отец - мать, муж - жена и т.д.).
  • Структура власти семьи. В чьих руках власть в семье? Особенности власти (открытая - скрытая и т.д.).
  • Эмоциональность семьи. Какова эмоциональная шкала семьи? Как выражаются эмоции в семье (бурно, сдержанно, преобладает равнодушие, сочувствие и т.д.)?
  • Ценности и убеждения семьи. В чем заключаются ценности семьи, какие убеждения семья разделяет?
  • Роли в семье. Какие роли существуют в семье (например, примиритель, защитник, авторитет и т.д.)?
  • Стиль общения семьи. Открытость общения. Как происходит общение семьи?
  • Сильные стороны семьи. Какие сильные стороны существуют у семьи? Кто является их носителем?
  • Для социального педагога исследование семьи - это, с одной стороны, обязательный процесс, необходимый для дальнейшей работы, с другой - процесс профессиональных открытий.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: