Международные автомобильные перевозки

Регулирование международных автомобильных перевозок, так же как и железнодорожных, осуществляется в соответствии с правилами международных соглашений. К их числу относятся такие соглашения, в которых участвует Россия, как Конвенция о дорожном движении 1968 г. (вступила в силу в 1977 г.), Европейское соглашение 1971 г., дополняющее Конвенцию о дорожном движении, Конвенция о дого­воре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Та­моженная конвенция о международной перевозки грузов с примене­нием книжки МДП (Конвенция МДП) 1959 г. (новая редакция 1975 г., вступила в силу в 1977 г.), Соглашение о международных перевозках скоропортящихся продуктов и о специальных транспорт­ных средствах, предназначенных для этих перевозок, 1970 г., Европей­ское соглашение о международной дорожной перевозке опасных гру­зов (ДПОГ) 1957 г.

Условия договора международной автомобильной перевозки гру­зов между европейскими странами определяются Конвенцией о дого­воре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 г. В Конвенции участвует большинство европейских государств. СССР присоединился к ней в 1983 г., и с 1 августа 1986 г. перевозки грузов советским автомобильным транспортом стали регулироваться этой Конвенцией. В настоящее время в ней участвуют Россия, Казах­стан, Таджикистан, Туркмения, а также наряду с европейскими госу­дарствами Марокко и Тунис. Конвенция определяет основные права и обязанности грузовладельца и перевозчика при автомобильной пере­возке, порядок приема груза к перевозке и выдачи его в пункте назна­чения. Установлен также предел ответственности перевозчика при не­сохранности груза — 25 золотых франков за 1 кг веса брутто. Конвен­ция действует для РФ.

При автомобильных перевозках существенное значение имеет со­здание гарантий при причинении вреда третьим уш^сшавтотранспорт-

. Международные автомобильные перевозки

ными средствами — источником повышенной опасности. Это достига­ется посредством введения обязательного страхования гражданской ответственности, что предусматривается как внутренним законода­тельством, так и рядом международных соглашений. Так, в заключен­ных с рядом стран двусторонних соглашениях об организации автомо­бильного сообщения предусматривается обязательное страхование гражданской ответственности при международных автомобильных перевозках.

Конвенция призвана унифицировать условия международной до­рожной перевозки грузов, включая документы, применяемые для такой перевозки, и ответственность перевозчика. В Конвенцию вклю­чена коллизионная норма, отсылающая по вопросу о продлении или о перерыве течения срока исковой давности к закону суда, рассматрива­ющего дело.

Конвенция МДП 1975 г., определяя процедуру международной до­рожной перевозки грузов, предусматривает в качестве ее основного атрибута книжку МДП — единый таможенный документ при следова­нии груза от таможни места отправления до таможни места назначе­ния в регионе МДП. Конвенцией введен институт гарантийного объ­единения, под которым понимается объединение, признанное тамо­женными органами государства — участника Конвенции в качестве гаранта для лиц, использующих процедуру международной дорожной перевозки грузов. В России функции гарантийного объединения вы­полняет Ассоциация международных автомобильных перевозчиков РФ (АСМАП), которая обеспечивает российских перевозчиков книж­ками МДП, ведет работу по урегулированию претензий в связи с ис­пользованием процедуры МДП. Грузы, перевозимые с соблюдением этой процедуры, освобождаются от уплаты ввозных или вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях. На дорожном транс­портном средстве или составе транспортных средств, осуществляю­щих операцию МДП, должны быть прикреплены таблички с надписью «TIR». Знак «TIR» дает преимущество первоочередного та­моженного оформления.

На Государственный таможенный комитет РФ возложено приня­тие решений о временном или окончательном лишении лиц, винов­ных в серьезных нарушениях таможенного законодательства, приме­няемого при международной перевозке грузов, права использовать процедуру МДП. Правительством РФ приняты поправки к указанной конвенции, одобренные Административным комитетом Конвенции МДП 27 июля 1997 г.

В области международных автомобильных перевозок действует Разрешительная система. Иностранные перевозчики осуществляют международные автомо­бильные перевозки по территории России в соответствии с россий­скими и многосторонними разрешениями. Российские — в соответствии с иностранными и многосторонними разрешениями. Международные договоры РФ на условиях взаимности могут допускать международ­ные автомобильные перевозки без таких разрешений.

Российские перевозчики должны иметь лицензии на международ­ные автомобильные перевозки. Законом запрещаются перевозки гру­зов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими ино­странным перевозчикам, в том числе временно ввезенными ими на территорию России, между пунктами, расположенными на этой тер*-ритории.

Установление разрешительной системы международных автомо­бильных перевозок пассажиров, багажа и грузов является общим для двусторонних международных (межправительственных и межведом­ственных) договоров Российской Федерации в этой области. Разре­шения выдаются компетентными органами сотрудничающих стран, по территории которых или через территории которых следуют авто­транспортные средства.

Двусторонние договоры России о международном автомобильном сообщении регулируют также перевозки в третьи страны и из третьих стран. В договорах перевозчикам одной страны запрещается осущест­влять внутренние перевозки (каботаж) на территории другой страны. Страны — участницы договоров обеспечивают страхование граждан­ской ответственности перевозчиков перед третьими лицами в связи с использованием автотранспортных средств. Условия договоров вклю­чают освобождение от налогов и сборов с автотранспортных средств, пограничные, таможенные и иные правила.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: