Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Профессиограмма — это описание структуры и особенностей любой профессиональной деятельности, а также социально-экономических, производственно-технических и психофизиологических условий и требований, предъявляемых самой профессией к человеку. Она позволяет наиболее эффективно выполнять профессиональные требования, создавать условия для развития личности сотрудника и получать продукт, необходимый для общества. Она же указывает наиболее возможные пути приобретения психологических качеств, профессионального обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации, а также переориентации, если потребуется для данной профессии. Отсюда следует, что профессиограмма обязана отражать перечень качеств человека, необходимых для выполнения профессиональной деятельности и стоящих на пути к успешному осуществлению деятельности, определяя индивидуальность специалиста.

Профессиограмма позволяет отражать психофизиологические и личностные особенности, препятствующие осуществлению профессиональной деятельности;
профессиональные вредности - конфликты с сотрудниками, постоянное напряжение, однообразие деятельности и все то, что может стать причиной профессиональной деформации сотрудника; возможность повышения квалификации или переквалификации, если этого требует профессиональная деятельность; моральные стимулы труда, оказывающие мотивирующее воздействие на специалиста; учебные профессиональные заведения, осуществляющие подготовку конкретной специальности.

Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию:

1. Профессиография: понятие, содержание, назначение.

2. Психограмма. Психология процесса обслуживания.

3. Психологические требования к обслуживающему персоналу и его деятельности.

4. Профессиональная этика: понятие, основные принципы.

5. Этика взаимоотношений в коллективе, с потребителями, клиентамию

Задания для практического занятия:

Заполняется таблица.

План-схема психологической характеристики профессии.

І. Общие данные о профессии.

Определение профессии и краткие сведения о ее назначении; социально-экономическое значение; перспективы ее развития; распространенность, связи с другими профессиями; специальности в данной профессии.

ІІ. Характеристика процесса труда.

а) Сфера деятельности и вид труда:

- материальное производство, сфера обслуживания, сфера интеллектуального труда;

- ручной труд, механизированный труд, смешанный, управление автоматами;

- труд на индивидуальном производстве, труд в серийном производстве;

- труд в технической системе, системе "Ч-Ч", "Ч-П" и т.д.

б) Продукция.

в) Основные орудия труда: предметные или функциональные.

г) Основные производственные операции, профессиональные обязанности, описание рабочего места. Рабочая поза. Применение технических средств.

д) Виды трудностей, ошибок, аварии по вине работника.

е) Организация труда и характер социальных связей (труд индивидуальный или коллективный, исполнительский, руководящий, деловые контакты).

ІІІ. Санитарно-гигиенические условия труда.

- Микроклиматические условия: работа в помещении или на воздухе, запыленность, шум, вибрации, освещение, температура.

- Режим и ритм труда: сменность, темп (заданный или свободный), монотонность, свободное время, отпуск.

- Возможности производственного травматизма, профессиональные заболевания, медицинские противопоказания.

VІ. Психологические требования профессии к работнику (психограмма).

1) Характеристика разных видов восприятия информации в профессиональной деятельности: острота и точность зрительного и слухового восприятия; точность тактильных и двигательных ощущений и восприятия; правильное восприятие статических и движущихся объектов, равновесие.

2) Моторные действия: сила, точность, скорость, темп, ритм, координация движений, скорость реакции.

3) Интеллектуальная сфера:

- особенности внимания (устойчивость, сосредоточенность, распределение, объём, произвольность), наблюдение в профессиональной деятельности;

- особенности памяти (кратковременная, длительная, оперативная, слуховая, зрительная, двигательная);

- мышление: репродуктивное или творческое, образное или словесно-логическое, практическое, оперативное; решение оперативных заданий, контроль; теоретическое мышление.

4) Эмоционально-волевые качества личности: самообладание при действии сильных, неожиданных раздражителей и в других напряженных ситуациях; выносливость (психическая и физическая); уравновешенность (ровный характер и настроение, спокойствие в общении с людьми, сдержанность, собранность); решительность, уверенность в себе, способность к риску.

5) Деловые качества: инициативность, любопытность, энергичность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, ответственность, принципиальность, коммуникабельность, правильная самооценка.

6) Моральные качества личности: справедливость, честность, внимательное отношение к людям.

7) Влияние профессии на общий культурный уровень, на формирование сенсомоторной деятельности, умственных способностей и характер.

Инструкция по выполнению практической работы. При подготовке к семинарским занятиям необходимо: выбрать наиболее значимый вопрос по предложенной теме; самостоятельно организовать поиск и изучение материалов с привлечением ресурсов Internet по данной проблеме; письменно представить тезисы по анализу теоретических аспектов исследуемого вопроса; сформулировать практические рекомендации по использованию полученной информации; оформить список литературы и ссылок на электронные источники.

После подведения итогов по вопросам семинара и анализа ситуаций необходимо ответить на вопросы предложенного теста, в котором предполагается один правильный ответ.

 

Форма контроля и критерии оценки:

Оценка за семинарское занятие и решение практических ситуаций выставляется за правильный и развернутый ответ по вопросу и активное участие в обсуждении.

«Отлично» устный ответ полный, затронувший все аспекты обсуждаемого вопроса.

«Хорошо» - ответ может содержать неточности, или более глубокое исследование лишь нескольких сторон проблем.

«Удовлетворительно» - поверхностный анализ вопросов

«Неудовлетворительно» - слабая ориентация в понятиях и в вопросе.

Список рекомендуемой литературы и нормативных актов:

1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: Уч. пособие.-М.: ИНФРА–М, 2011.

2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. Питер: «Мастера психологии», 2011. – 576 с.

3. Кузнецов И.Н. Технология психологии общения. – Минск, 2012. – 203 с.

4. Реан А.А. Психология изучения личности: учеб, пособие / А.А. Реан. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2010. – 288 с.

5. Рогов Е.И. Психология общения. М: «Владос», 2010. – 336 с.

6. Столяренко Л.Д. Психология и этика профессиональной деятельности- СПб.: Питер,2011.-592 с.

7. Интернет-ресурсы: www.Psychology Online.Netwww.laiko.narod.ruwww.hr-portal.ru

 

Тема 2.7. Психология, этика профессиональной деятельности.

Название практической работы: Проигрывание составляющих профессионального имиджа и элементов самопрезентации в процессе профессиональной деятельности.

Учебная цель: совершенствовать знания и умения по психологии профессиональной деятельности.

Учебные задачи: научить анализировать элементы деятельности, психологический портрет менеджера;

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен

уметь: применять приемы делового и управленческого общения в профессиональной деятельности;

знать: психологические свойства личности; психологию труда в профессиональной деятельности; психологические аспекты управления профессионального поведения; психологию коллектива и руководства.

Обеспеченность занятия (средства обучения): интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал, учебники, тесты

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: