Особенности методики обучения «Общей биологии»

ТЕМА 7. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗДЕЛУ «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»

План.

Особенности методики обучения «Общей биологии»

Техника и методика проведения

Лабораторных работ по биологии в 9 классе

Литература.

Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии.

Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика преподавания биологии.

Зверев И.Д. и др. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии. М.: Просвещение, 1984

Особенности методики обучения «Общей биологии»

Обобщающий раздел школьного курса биологии делится на две части. Первая часть завершает изучение биологии в основной девятилетней школе и в зависимости от варианта программы носит разное название. Так, в первом варианте программы заключительный ее раздел для основной школы (9 класс) называется «Биология. Общие закономерности», во втором варианте – «Основы общей биологии», в третьем – «Введение в биологию и экологию», в четвертом – «Биология». В соответствии с разным названием разделов различается и их содержание, но сохраняется единая идея – раскрываются общие закономерности строения и жизнедеятельности живых систем. Вторая часть заключительного раздела школьного курса биологии изучается в полной средней школе (10–11 классы) и имеет инвариантную и вариативную части, содержание последней из которых может изменяться в зависимости от профиля школы (гуманитарный, естественнонаучный и т.д.), ее типа и вида (гимназии, лицеи и т.д.). Инвариантная часть программы должна быть общей для всех профилей, типов и видов школ.

Дидактическая задача у них общая: обобщение знаний по биологии и выведение их на более высокий уровень – уровень закономерностей, законов, теорий, идей жизнедеятельности природы.

В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Формируется понятие о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Для 10-11 классов содержание курса общей биологии представлено на более высоком уровне обучения, построенном на интегративной основе, опирающемся на обязательный минимумом содержания среднего (полного) образования.

Содержание раздела является интеграцией основ таких наук, как цитология, эволюционное учение, генетика, экология, биотехнология и др. Содержание объединено идеями эволюции, разноуровневой организацией биологических систем.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:

– освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

– выяснение роли биологической науки в практической деятельности людей;

– знакомство с методами познания человека;

– овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;

– использование информации о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;

– отработка умений использования биологических приборов, инструментов, справочников;

– проведение наблюдений за биологическими объектами и состоянием собственного организма, организация биологических экспериментов

– развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

– воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

– воспитание культуры поведения в природе;

– использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, в оказании первой помощи себе и окружающим; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Раздел включает основные общебиологические понятия, отражающие строение; функционирование и развитие биологических систем; клеточно-организменной, популяционно-видовой и биосферно-биоценотической форм жизни; теории эволюции, клеточной теории, теории антропогенеза Ф. Энгельса, теории происхождения жизни А.И. Опарина, хромосомной теории наследственности. В него входит также материал о роли и месте физических и химических процессов в живых системах, а также о соотношении социального и биологического в природе человека, о специфических особенностях жизни как формы движения материи, об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, медицины, ряда отраслей промышленности. По данным А.Н. Мягковой и Б.Д. Комиссарова, со держание раздела составляют группы общебиологических, гносеологических и политехнических понятий.

Общебиологические понятия начинают формироваться в разделе «Растения». В дальнейшем они обогащаются новым содержанием, развиваются и в разделе общей биологии окончательно формируются на новом, обобщенном уровне. К общебиологическим понятиям относятся:

• понятия организменного уровня (цитология, обмен веществ и превращение энергии в клетке, индивидуальное развитие организмов, обмен информацией, размножение, наследственность, изменчивость, реализация наследственной информации, саморегуляция);

• понятия популяционно-видового уровня жизни (вид, популяция, критерии вида, структура вида, видообразование);

• понятия биосферно-биоценотические уровня (биосфера, биоценоз, биогеоценоз, обмен веществ и поток энергии в биогеоценозе);

• эволюционные понятия (эволюционные факторы, формы отбора, изоляция, результаты эволюции, направления эволюции).

Гносеологические понятия – это особая группа понятий общей биологии, раскрывающая историю и методы получения научной информации. Это историко-научные (сведения по истории научных идей и теорий) и методологические понятия (понятия научных методов исследования живой природы). Гносеологические понятия тесно связаны с биологическими и составляют их необходимые аспекты.

Политехнические понятия составляют научные основы и технологические процессы сельскохозяйственного производства и ряда отраслей промышленности. Они включают в себя технологические понятия (порода, сорт, штамм, искусственный отбор, техника и технология получения новых наследственных изменений как материал для отбора) и понятия охраны природы.

Перечисленные выше понятия составляют суть содержания общей биологии. Они отражены в стандарте биологического образования.

В результате изучения раздела учащиеся должны овладеть приемами мыслительной деятельности: умением анализировать биологические явления, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать их и обобщать. Учащиеся должны научиться использовать биологические теории и законы для доказательства материальности и диалектического характера основных процессов живой природы.

Изучение общей биологии позволяет развивать у учащихся такие общеучебные умения как работать с научной литературой, аргументировать свой ответ, добывать информацию, работать в группе и индивидуально, а также такие специальные умения как ставить опыты, проводить наблюдения, готовить микропрепараты и наблюдать их, работать с определителем, причем с большей долей самостоятельности, чем в предшествующих классах.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи формирование научно-материалистического мировоззрения учащихся, экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Формированию научного мировоззрения в процессе обучения общей биологии способствуют возрастные особенности старшеклассников, что позволяет использовать в комплексе знания о природе, как в процессе самостоятельной работы, так и под руководством учителя.

При изучении общей биологии продолжается формирование экологических понятий. Учащиеся узнают об особенностях жизнедеятельности биогеоценозов, их структурах и функциях. Формируется система знаний и о взаимодействии природы и общества. Эти знания дают возможность понять место и роль человека в природе и, исходя из этого, выработать систему взглядов и действий по отношению к ней.

Изучение природных ландшафтов, наблюдение объектов природы в самой природе действуют на эстетические чувства учащихся. Экскурсии в природу, обращение к произведениям искусства при изучении видов, сортов растений и пород животных, агроценозов и биогеоценозов необходимо использовать для развития у учащихся чувства прекрасного, осознания необходимости бережного отношения к природе как источнику красоты.

При обучении общей биологии используются все те же три группы методов (словесные, наглядные, практические) что и при обучении предшествующим разделам школьной биологии. Каждый метод осуществляется на практике методическими приемами. Из логических приемов используются постановка проблемного вопроса, подлежащего рассмотрению, установление черт сходства и отличия, выводы, обобщения. Из числа организационных приемов применяются демонстрация со стола учителя, при обходе учащихся, фронтальная работа или работа группами и т.д. Технические приемы – это способы демонстрации натуральных объектов, постановка опытов, различные способы монтировки схем и таблиц на доске и т.п.

Имеют место быть опыты, наблюдения, лекции, беседы, зачеты и т.д. Меняется соотношение методов. Если в 6–8 классах на уроках биологии чаще используются наглядные и практические методы, то в 9–11 классах основное значение имеют словесные. Значительно усложняется самостоятельная работа учащихся. Довольно частыми на уроках биологии являются выступления с докладами или обобщениями, подготовленными заранее. При обучении общей биологии большое внимание уделяется работе учащихся с литературой. Школьники должны уметь работать не только с учебником, но и справочниками, словарями, научно-популярной и научной литературой, интернетом.

Основными формами обучения являются: уроки, экскурсии, внеурочная работа и т.д. Уроки в курсе общей биологии разделяют на: водные, обобщающие, раскрывающие содержание темы, контрольно-учетные, комбинированные. Однако в связи с содержанием раздела и возрастными особенностями старших школьников появляются кино- и телеуроки, уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-конференции и т.п. Каждый из них играет большую роль в развитии личностных качеств учащихся и вместе с тем способствует усвоению общебиологических понятий.

Курс общей биологии предполагает проведение экскурсии. Школьная программа рекомендует проводить экскурсии в природу, музей, на сельско-хозяйственное производство и пришкольный учебно-опытный участок. Учебная деятельность школьников в ходе экскурсий ввиду их возраста и уровня знаний должна быть поисково-исследовательской.

Внеурочная работа по общей биологии может быть связана с проведением наблюдений и постановкой опытов в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы. Это может быть сбор материала по темам «Эволюционное учение», «Основы генетики и селекции», «Размножение организмов» и др. Задания чаще всего носят предварительный характер, и обобщенные результаты их используются на уроках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: