Техника и методика проведения лабораторных работ по биологии в 9 классе

Школьные программы по «Общей биологии» предполагают проведение лабораторных работ, направленных на формирование и развитие специальных и общеучебных умений. Лабораторные работы по общей биологии знакомят учащихся с методами познания биологической науки, развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету и изучению живой природы, активизируют познавательную деятельность, способствуют углубленному усвоению учащимися общебиологических знаний, практических умений и навыков, формируют культуру труда.

Для лабораторных уроков характерно применение предметной наглядности и практических методов обучения. Слово учителя на таких уроках приобретает иную функцию – это инструкция к работе, контроль за ходом ее выполнения и проверка ее результатов. Источником знаний учащихся при этом является сама работа с объектами природы. В зависимости от дидактических задач лабораторные уроки проводятся при изучении нового материала, на контрольно-учетном уроке, при обобщении и систематизации знаний школьников.

Лабораторные работы по общей биологии требуют тщательной и своевременной подготовки как учителя к их проведению, так и учащихся. Если в шестых классах лабораторная работа являлась частью урока и длится 15-20 минут, то 11 классе она может продолжаться до 40 минут. Кроме продол-жительности возрастает доля самостоятельности. Предпочтительны работы по вариантам или индивидуальные. Поэтому учитель должен иметь достаточный банк разноуровневых заданий и натурального раздаточного материала.

В целом методика организации и проведения лабораторных работ по общей биологии схожа с предыдущими курсами.

Задания учащиеся выполняют индивидуально, небольшими группами или фронтально. Важно, чтобы учащиеся работали самостоятельно, а не заимствовали результаты друг у друга. Если изучается сложный материал, а учащиеся недостаточно владеют методами наблюдения, постановки опытов и т.д., лабораторная работа проводится фронтально: весь ход разделяется на операции, перед началом выполнения каждой из них учитель дает пояснения, а затем помогает учащимся. В заключение работы учитель проверяет результаты деятельности каждой группы.

На лабораторных уроках важно строить работу учащихся в плане поиска, небольшого исследования. В этих случаях перед работой необходимо поставить проблему или познавательную задачу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: