Классический метод экспертных оценок Дельфи

Сущность метода Дельфи состоит в последовательном анкетировании экспертов различных областей науки, техники и формировании массива информации, отражающего индивидуальные оценки экспертов, основанные на строго логическом опыте. Данный метод предполагает использование серии анкет, в каждой из которых содержаться информация и мнения, полученные из предыдущей анкеты.

Область применения метода: прогноз развития науки и техники, будущих открытий и изобретений, для которых нет достаточной теоретической базы в момент составления прогноза, а также составление картины будущего мира, долгосрочного прогнозирования, изучения ряда экономических и социальных проблем. Сбор и обработка индивидуальных мнений экспертов о прогнозах развития объекта исследования производится исходя из следующих принципов:

вопросы в анкетах ставятся таким образом, чтобы можно было дать количественную характеристику ответам экспертов;

опрос экспертов проводится в нескольких этапов, на каждом последующем этапе вопросы и ответы все более уточняются;

после каждого этапа всех опрашиваемых экспертов знакомят с результатами опроса;

эксперт обосновывают оценки и мнения, отклоняющие от мнения большинства;

статическая обработка ответов производится последовательно, от этапа к этапу, с целью получения обобщающих характеристик.

Опрос экспертов производится в четыре этапа с промежутками в два месяца.

Разумеется, еще до первого этапа должны быть проведены подготовительные мероприятия с экспертами.

Первый этап. Целью первого этапа является составление перечня событий для прогноза в определенной области науки и техники.

Первая анкета может быть полностью бесструктурной и допускать любые ответы.

Эксперты в письменной форме называют изобретения или научные открытия, которые, по их мнению, должны быть сделаны в последующие 50лет (можно взять и другой период). При этом требуется доказать, что потребность в данных открытиях ощущается уже в настоящее время, поэтому их реализация должна осуществиться в течение 50лет. В результате этого этапа эксперты называют определенное число событий (изобретений и открытий).

После того как прогнозы группы возвратились к организатору, он должен объединить их, идентифицировать и составить перечень, который становится основой второй анкеты.

Второй этап. Экспертам направляют свободный перечень событий и просят оценить даты, когда могут произойти эти события. Эксперты приводят соображения, по которым они считают свои оценки правильными, т.е. указать причины того, почему, по их мнению, то или иное событие не должно произойти раньше или позже прогнозируемой ими даты.

После того как прогнозы и оценки дат, сделанные членами группы, вернулись к организатору, последний должен подготовить статическую сводку мнений, упоминая аргументы и доводы в пользу того, что рассматриваемое событие произойдет раньше или позже средней оценки.

Затем аналитики проводят статическую обработку полученных оценок: уточняют перечень событий и анализирует характеристики ряда, т.е. рассчитывают медианы, моды, квартили и децили.

Под медианой понимается такое значение прогнозируемого признака, которым обладает центральный член ряда, составленного в порядке возрастания значений признака. Под модой понимается наиболее часто встречающееся в ранжированном ряду значение прогнозируемого признака. Квартилем называется значение прогнозируемого признака, которым обладают члены ряда под номером, представляющим ј всего ряда (нижний квартиль) и ѕ от всего ряда (верхний квартиль). Аналогично определяются децили.

Предположим, что от экспертов получено какое — либо число оценок. Эти оценки упорядочиваются, скажем, в порядке убывания. За медиану принимается средний член ряда (при нечетном числе экспертов), по отношению к которому число оценок с начала и с конца ряда будет одинаковым.

При четном числе экспертов медиана равна среднему из значений оценок двух центральных экспертов. Затем определяются верхний и нижний квартили. Величины этих квартилей в первом приближении равны значениям оценок ряда в интервале, равном 25% от начала и 25% от конца ряда. Таким образом, медиана и квартили образуют на оси ряда четыре интервала, среди которых два средних и считаются наиболее предпочтительными. Полученные таким образом показатели принимаются за характеристики распределения оценок: медиана служит характеристикой группового ответа, а предпочтительный интервал квартилей — показателем разброса индивидуальных оценок.

 

 

 

Каждому эксперту сообщаются значения этих характеристик. Экспертов, чьи оценки оказались в крайних квартилях, просят их мотивировать, т.е. обосновать причины расхождения с групповым мнением. Эксперты могут приводить любые аргументы или возрождения, такие же, какие они приводят во время дискуссии. Разница заключается лишь в том, что эти аргументы анонимны. Они могут пересмотреть свои мнения и при желании исправить оценки.

С полученными обоснованиями знакомят остальных экспертов, не указывая при этом, чьи они. Такая процедура позволяет всем экспертам принять в расчет обстоятельства, которые они могли случайно пропустить или которыми пренебрегли во время первого и второго этапа.

Третий этап. Третья анкета состоит из перечня событий, групповой медиана дат наступления события, верхнего и нижнего квартилей для каждого события, а также сводных данных о причинах более ранних или поздних оценок. Участники экспертизы вновь рассматривают аргументы и формулируют новые оценки по каждому событию. Если их новая оценка не попала в интервалы между квартилями, полученными на втором этапе опроса, то их просят обосновать свою точку зрения.

После того как пересмотренные оценки и новые аргументы возвратились к организатору, он опять должен суммировать оценки группы, рассчитав новые медианы и новые квартили, суммировать аргументы, представленные с обеих сторон, и подготовить на этой основе новые прогнозы.

Четвертый этап. Участникам экспертизы вновь передают перечень событий, статическое описание оценок группы и аргументы обеих сторон.

Эксперты должны принять во внимание аргументы и их критику и составить новый прогноз.

Организатор рассчитывает медианы и квартили дат каждого события. На этом заканчивается работа экспертов.

Процедуры, используемые в методе Дельфи, характеризуется тремя основными чертами: анонимность, регулируемой обратной связью и групповым ответом. Анонимность достигается применением специальных вопросников или другими способами индивидуального опроса, регулируемая обратная связь осуществляется за счет проведения нескольких этапов опроса, причем результаты каждого этапа обрабатываются и сообщаются экспертам. С помощью статических методов группового ответа уменьшается статический разброс индивидуальных оценок и получается групповой ответ, в котором правильно отражено мнение каждого эксперта.

В последние годы разработан ряд модификаций метода Дельфи. В этих модификациях изменяются многие элементы методики, используемой в классическом методе Дельфи, но принцип группового ответа соблюдается. Метод структуризации относится к модифицированным методам Дельфи.


2.1 Метод структуризации принятия решений

Сущность метода структуризации состоит в построении «дерева решений» путем многоэтапного экспертного опроса с использованием так называемой дельфийской процедуры. В результате проведения каждого этапа экспертного опроса формируются элементы одного уровня «дерева рений», производится их сравнительная оценка, отбрасываются элементы, не соответствующие принятым показателям отбора. Оставшиеся элементы подвергаются дальнейшей структуризации на более низком уровне. Такой подход дает возможность наиболее полно учесть и оценить все предложения экспертов. Каждый раз экспертам предполагаются для оценки элементы только одного уровня «дерева», что уменьшает размерность задачи и повышает обоснованность суждений экспертов. При таком подходе ускоряется процесс построения «дерева решений», так как по принятым показателям отбора элементы каждого уровня оценивают, а элементы, не соответствующие им, отбрасывают и не учитывают в дальнейшем рассмотрении.

Процедура структуризации проблемы и ее оценки предусматривает реализацию следующих этапов:

этап 1 — определение и описание проблемы;

этап 2 — структуризация проблемы на уровне подпроблемы;

этап 3 — структуризация подпроблемы на уровне тем научных исследований;

этап 4 — расчет технико-экономических характеристик элементов третьего уровня «дерева решений».

Метод дерева целей

Данный метод позволяет увидеть количественные и качественные взаимосвязи и отношения между отдельными целями развития организации, увязать их разные уровни с конкретными средствами и сроками достижения.

 

 

 

 

Порядок построения дерева целей:

1. Определение генеральной цели системы управления;

2. Составление перечня целей, обеспечивающих достижение главной цели;

3. Их оценка и отбор для построения дерева целей;

4. Определение пересекаемости целей;

5. Построение исходного дерева целей не пересекающихся друг с другом;

6. Определение коэффициентов относительной важности и взаимной полезности

цели;

7. Построение окончательного варианта дерева целей.

3.1 «Дерево целей» на примере аэропорта «Внуково»

Генеральная цель — сохранении прибыльности аэропорта путем предоставления услуг авиакомпаниям по грузовым и пассажирским перевозкам наивысшей конкурентоспособности по России, а также в максимальном удовлетворении потребностей самого широкого круга клиентов в организации обслуживания пассажиров, багажа, груза и почты.

Система целей аэропорта Внуково:

Социальные цели:

повышение профессионального уровня персонала;

в целях повышения эффективности работы Внуково привлечение наиболее квалифицированных молодых специалистов с потенциалом профессионального роста

организация обучения сотрудников авиакомпании английскому языку в специально созданном отделе международного обучения;

повышение качества предполетного обслуживания экипажей ВС в соответствии с международными стандартами ИКАО.

Производственные цели:

увеличение объемов пассажирских перевозок с нынешних трех до 19,0 — 19,5 млн. чел. в год;

рост организации за счет увеличения объемов предлагаемых услуг и прибыли;

завершение строительства нового интермодального почтово-грузового комплекса и

нового пассажирского терминала, который станет самым современным

аэровокзалом в России.

расширение географии сети сообщений,

обеспечение качества предоставляемых услуг, определение и проведение политики в области качества,

использование инновационных решений сложных технологических задач,

позволяющих обеспечить обслуживание пассажиров и авиакомпаний на самом высоком уровне.

Научно-технические цели:

внедрение новейших информационных технологий во всех сферах аэропортовой деятельности;

закупка новой наземной техники;

претворение в жизнь новых инфраструктурных проектов.

Экономические цели:

увеличение прибыли на 30% за счет внедрения современных средств обслуживания и загрузки самолетов;

внедрение более экономичных способов обработки багажа и грузов;

увеличение инвестиций в модернизацию аэропорта, что позволит вывести его пропускную способность на уровень 18-20 млн. пассажиров в год.

Ресурсные цели:

сокращение текучести кадров;

повышение уровня заработной платы сотрудников;

совершенствование условий труда;

использование системы мотивации труда.

Экологические цели:

снижение уровня шума;

снижение уровня выбросов вредных веществ в окружающую среду

 

SWOT — анализ

Применяемый для анализа системы управления метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды организации. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее — установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Матрица SWOT — анализа строится в рамках двух координат. По горизонтали отображается состояние внутренней среды организации, а по вертикали — состояние ее внешней среды.

 

4.1 SWOT — анализ аэропорта «Внуково»

Рассмотрим сильные и слабые стороны аэропорта «Внуково».

К сильным сторонам относятся:

выгодное месторасположение;

высокая культура обслуживания;

скоординированная работа подразделений;

положительный имидж аэропорта среди клиентов и партнеров;

оснащенность современным оборудованием;

непрерывно расширяющийся спектр высококачественных услуг;

высокий уровень безопасности;

лидирующее положение на рынке авиаперевозок;

соответствие аэропорта международным стандартам;

рост объема авиаперевозок;

внедрение передовых аэропортовых технологий.

Слабые стороны:

значительная текучесть кадров;

низкий уровень заработной платы

отсутствие активной рекламы новых возможностей аэропорта;

Выявим угрозы и возможности, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации.

Возможности:

Выгодное географическое положение;

возможность инвестиций в строительство нового терминала;

известные и хорошо зарекомендовавшие себя партнеры;

рост рынка и направлений авиаперевозок;

рост платежеспособного спроса на авиаперевозки;

прогнозируемое увеличение объема перевозок;

снижение налогов

поддержка государства.

Угрозы:

темпы быстрого роста конкурентов;

террористические акты;

введение новых налогов,

угроза падения платежеспособного спроса на авиаперевозки;

резкое повышение цен на материалы (например, на топливо)

рост требований по безопасности и обслуживанию пассажиров со стороны государства;

обострение конкурентной борьбы.

 

 

Заключение

Любая компания не может проводить анализ рынка, планирование и контроль своей деятельности без исследования своих покупателей, конкурентов, посредников и других субъектов и сил, действующих на рынке, а также без сбора исчерпывающей информации об уровне сбыта и ценах. Практически нет таких фирм, которые были бы полностью удовлетворены той информацией, которую удается собрать. Поэтому залогом эффективно работающих компаний, в том числе авиакомпаний, является использование экспертных методов исследования систем управления, проведение маркетинговых исследований.

Грамотное рыночное исследование может способствовать успеху усилий авиакомпании. При неудачно построенном исследовании время и деньги могут быть потрачены впустую, быть неэффективными.

Вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: