На сегодняшний день существует ряд проблем применения личного социального опыта учащихся

в процессе обучения:

– молодые люди не готовы решать проблемы и самостоятельно ориентироваться в сложной ситуации,

находить решения в нестандартных условиях, использовать жизненный опыт, осуществлять ответственный

жизненный и профессиональный выбор;

– репродуктивные методы обучения приводят к стандартности мышления учеников, неготовности к творческой деятельности, неспособности принимать самостоятельные решения, вести поиск;

– профессиональное самоопределение осложняется отсутствием личного опыта старшеклассника в выбираемой сфере труда и знаний о профессиях;

– особенностью современных старшеклассников является создание и частичное пребывание в виртуальной реальности. Музыка, кино и компьютер отвлекает их от настоящей жизни, делает эту жизнь менее ценной, создает иллюзию умения решать проблему, как в кино. Растет опосредованность их жизненного опыта.

Решение проблем нам видится следующим образом:

необходимо старшеклассникам предоставить возможность спроектировать свое будущее. Задействование непосредственного личного социального опыта учащихся на уроках будет обращать их к существующее действительности, поможет восстанавливать адекватное мировосприятие и самосознание;

необходимо создать все условия для индивидуальной образовательной активности каждого школьника в процессе становления его способности к самообразованию, самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных планов и перспектив;

высокая результативность учебного занятия достигается при правильном построении урока, выполнении всех требований к учебному занятию,

грамотном выборе и использовании учителем приемов и методов обучения, слаженном взаимодействии всех компонентов учебного занятия;

необходимо отметить, что учебное занятие должно быть разнообразным, интересным, информативным, соответствующим учебной программе, образовательному минимуму и возрастным особенностям учащихся.

Решению проблем может помочь созданные педагогами-методистами(О. Б. Соболевой– канд. пед. наук, Л. А. Тысько– канд. пед. наук,) модели использования личного социального опыта учащихся в процессе обучения обществознанию.

О. Б. Соболева предлагает:

– на первом– диагностико-ориентировочном этапе– учителем анализируются и соотносятся между собой объективные и субъективные данные о личном социальном опыте учеников и возможностях, предоставляемых содержанием курса обществознания для их использования;

– на втором– проектировочном этапе– на основе выводов первого этапа учитель производит планирование обучения всему курсу в целом, выявляет опорные проблемы, разрабатывает систему опорных уроков– «уроков использования личного социального опыта учащихся»;

– на третьем– процессуальном этапе– учитель и учащиеся осуществляют познавательную деятельность с опорой на личный опыт учеников;

– на четвертом– диагностико-корректировочном этапе– учитель осуществляет диагностику результатов обучения и на их основе вносит изменения в любой из этапов процесса обучения.

На каждом из этапов личный социальный опыт учащихся становится дополнительным фактором процесса обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: