1. Возникновение первого схематичного абриса цельного детского мировоззрения. Ребенок не может жить в беспорядке, ему надо все привести в порядок, увидеть закономерности отношений.
2. Возникновение первичных этических инстанций. Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо.
3. Появление соподчинения мотивов.
4. Поведение становится произвольным.
5. Возникновение личного сознания.
6. Появление внутренней позиции школьника.
Психологическая готовность к школе
Психологическая готовность – это высокий уровень интеллектуальной, мотивационной и произвольной сфер.
По мнению П.Я. Гальперина, к концу дошкольного возраста имеются три линии развития:
1) формирование произвольного поведения, когда ребенок может подчиняться правилам;
2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности, которые позволяют ребенку перейти к пониманию сохранения количества;
3) переход от эгоцентризма к центрации.
Сюда надо включить и мотивационное развитие.
Интеллектуальная готовность к школе определяется по следующим пунктам:
|
|
- ориентировка в окружающем мире;
- запас знаний;
- развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать);
- развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической);
- развитие произвольного внимания.
Мотивационная готовность
Особое значение имеет наличие внутренней мотивации: ребенок идет в школу потому, что ему там будет интересно и он хочет много знать.
Подготовка к школе подразумевает формирование новой «социальной позиции».
Сюда включается отношение к школе, учебной деятельности, учителям, самому себе.
Волевая готовность
К 6 годам уже начинают формироваться основные элементы волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить этот план, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствий, оценить результат своего действия.
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 6–7 ДО 10–11 ЛЕТ)
Кризис семи лет
Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами кризиса семи лет. Основные признаки этого кризиса:
1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;
2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;
3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.
Особенности психического и личностного развития
|
|
- Мышление становится теоретическим (мышление в понятиях), что ведет к перестройке всех остальных псих. процессов.
- Развитие теоретического мышления способствует возникновению у учащихся рефлексии (самоанализа, размышления, самонаблюдения).
- Новообразованиями данного возраста являются также произвольность и способность к саморегуляции. Произвольность характеризуется тем, что у детей завершается развитие произвольной памяти, внимания, мышления, произвольной становится организация деятельности.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (ОТ 10–11 ДО 14–15 Л)