В первый год жизни ребенка развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими. В этом возрасте идет развитие психики ребенка, формируется чувство доверия или недоверия миру, т. е. закрытости или открытости окружающему миру. Данные изменения в развитии ребенка приводят к возникновению критического периода, который сопровождается упрямством, агрессией, негативизмом, обидчивостью. Эти качества не являются устойчивыми и с окончанием кризиса проходят.
Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. И это оправданно, потому что ребенок начинает говорить, ходить, развиваются действия с предметами. Но возможности его все же ограничены, поскольку, во-первых, речь ребенка носит автономный характер, а во-вторых, взрослый помогает ему в осуществлении любого действия. Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослыми людьми, т. е. с теми, кто в основном ухаживает за малышом: матерью, отцом, бабушкой, дедушкой или другим взрослым. Без помощи взрослого ребенок обойтись не может, так как в этом возрасте он слаб и совершенно беспомощен. У ребенка, лишенного полноценного общения со взрослым отмечается задержка психического развития (у ребенка бессмысленный и безразличный взгляд, устремленный вверх, он мало двигается, вял, апатичен, не испытывает интереса к окружающему). Все это ведет к задержке физического развития и позднему появлению речи.
Новообразования младенческого возраста
- Хватание – это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев.
- Указующий жест.
- К 9 месяцам младенец начинает ходить.
- Появление первого слова (речи) - может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка исчерпала себя и между взрослым и ребенком возникло иное содержание – предметная деятельность.
Возраст | Сферы развития | ||
познание | движение | общение | |
1 год | Первые признаки понимания речи | Самостоятельное хождение, самостоятельное стояние | Первые признаки пользования речью |
2 года | Развитие понимания и появление активной речи, начало активного развития речи | Дифференциация функции ног | Формирование базовых черт характера |
3 года | Оформление речи, первые признаки образного мышления, отделение себя от внешнего мира, осознание устойчивости и постоянства объектов | Развитие ручных предметных движений, появление волевого самоуправления поведением | Появление самосознания, освоение первичных нравственных норм, усвоение правил человеческого поведения. |
Кризис трех лет
Кризис трех лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. В раннем детстве ведущей становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми. В раннем детстве предметы становятся для ребенка не просто объектом, а вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Ребенок старается овладеть все новыми и новыми действиями предмета, а роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.
Выделяют три фазы развития связи действия с предметом:
1) с предметом могут выполняться любые действия;
2) предмет употребляется только по назначению;
3) свободное употребление предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение.
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (от 3 до 6–7 лет)
Происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется круг общения: дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками, что тоже важно для его развития. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.
Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными. Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно-ролевая игра. Основу такой игры составляет роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли.
Этап развития игры | Возраст ребенка | Содержание | Партнеры (товарищ) по игре | Влияние игры на развитие ребенка |
Предметно- манипуляторная, сюжетно-ролевая игра | Младший дошкольник (2,5-4 года) | Действия осуществления роли (изображают взрослого человека, выполняющего различные функции) | Не нужны | Усиливает функции человека в обществе (мама, продавец и т.п.) |
Сюжетно-ролевая игра | Средний дошкольник (3,5-4 года) | Содержание усложняется, разыгрывается жизненный или сказочный сюжет, роли открыты, а правила еще скрыты | Нужен товарищ для игры. Если роль выполняется неправильно, то начинается скандал | Усваивает: 1. Функции человека 2. Способы их осуществления 3. Правила взаимоотношений |
Сюжетно-ролевая игра: 1. Игра с правилами | Старший дошкольник (5-7 лет) | Усвоение норм и правил выполнения роли, главное в игре – действовать по правилам | Для игры нужен товарищ. Если кто-либо не выполняет правила, его убирают из игры | Развивается саморегуляция, появляется первая форма волевого поведения - поступок |
2. Игра-драматизация | Старший дошкольник (5-7 лет) | Изображение сказочных героев, усвоение морально-эстетических норм поведения (сказочные герои – носитель норм) | Для игры нужен товарищ. Здесь возникают конфликты по поводу выбора роли | Ребенок оттачивает навыки общения, формируются задатки морали |
В этом возрасте идет интенсивное развитие сенсорных эталонов, т. е. цвета, формы, величины, и соотнесение (сравнение) предметов с этими эталонами. Кроме того, происходит усвоение эталонов фонем родного языка.
К концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации, что также ведет к восприятию окружающего мира с позиций объективности.
Мышление в своем развитии проходит следующие этапы:
1) совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения;
2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти;
3) начало активного формирования словесно-логического мышления благодаря использованию речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.
Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется формированием самосознания - основное новообразование данного возраста. Во второй половине дошкольного возраста появляется самооценка. У ребенка происходит половая идентификация. Он осознает свой пол и начинает вести себя соответственно ролям, как мужчина и женщина.