Период младенчества (от 4-6 нед. до 1 года)

В первый год жизни ребенка развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими. В этом возрасте идет развитие психики ребенка, формируется чувство доверия или недоверия миру, т. е. закрытости или открытости окружающему миру. Данные изменения в развитии ребенка приводят к возникновению критического периода, который сопровождается упрямством, агрессией, негативизмом, обидчивостью. Эти качества не являются устойчивыми и с окончанием кризиса проходят.

Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Социальная ситуация слитности ребенка со взрослым исчезает, появляются двое: ребенок и взрослый. И это оправданно, потому что ребенок начинает говорить, ходить, развиваются действия с предметами. Но возможности его все же ограничены, поскольку, во-первых, речь ребенка носит автономный характер, а во-вторых, взрослый помогает ему в осуществлении любого действия. Ведущим видом деятельности в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослыми людьми, т. е. с теми, кто в основном ухаживает за малышом: матерью, отцом, бабушкой, дедушкой или другим взрослым. Без помощи взрослого ребенок обойтись не может, так как в этом возрасте он слаб и совершенно беспомощен. У ребенка, лишенного полноценного общения со взрослым отмечается задержка психического развития (у ребенка бессмысленный и безразличный взгляд, устремленный вверх, он мало двигается, вял, апатичен, не испытывает интереса к окружающему). Все это ведет к задержке физического развития и позднему появлению речи.

Новообразования младенческого возраста

- Хватание – это первое организованное действие, которое возникает примерно в 5 месяцев.

- Указующий жест.

- К 9 месяцам младенец начинает ходить.

- Появление первого слова (речи) - может служить критерием того, что старая социальная ситуация развития ребенка исчерпала себя и между взрослым и ребенком возникло иное содержание – предметная деятельность.

Возраст Сферы развития
познание движение общение
1 год Первые признаки понимания речи Самостоятельное хождение, самостоятельное стояние Первые признаки пользования речью
2 года Развитие понимания и появление активной речи, начало активного развития речи Дифференциация функции ног Формирование базовых черт характера
3 года Оформление речи, первые признаки образного мышления, отделение себя от внешнего мира, осознание устойчивости и постоянства объектов Развитие ручных предметных движений, появление волевого самоуправления поведением Появление самосознания, освоение первичных нравственных норм, усвоение правил человеческого поведения.

Кризис трех лет

Кризис трех лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. В раннем детстве ведущей становится предметная деятельность, которая влияет как на психическое развитие, так и на общение с взрослыми. В раннем детстве предметы становятся для ребенка не просто объектом, а вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Ребенок старается овладеть все новыми и новыми действиями предмета, а роль взрослого заключается в наставничестве, сотрудничестве, помощи в затруднительных ситуациях.

Выделяют три фазы развития связи действия с предметом:

1) с предметом могут выполняться любые действия;

2) предмет употребляется только по назначению;

3) свободное употребление предмета возможно, но только в том случае, когда известно его истинное назначение.

ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО (от 3 до 6–7 лет)

Происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется круг общения: дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками, что тоже важно для его развития. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

Игра – это такая форма деятельности, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческой деятельности и усваивает те формы отношений, которые будут реализованы и осуществлены впоследствии. Он делает это, замещая одни предметы другими, а реальные действия – сокращенными. Особое развитие в этом возрасте получает сюжетно-ролевая игра. Основу такой игры составляет роль, выбираемая ребенком, и действия по реализации этой роли.

Этап развития игры Возраст ребенка Содержание Партнеры (товарищ) по игре Влияние игры на развитие ребенка
Предметно- манипуляторная, сюжетно-ролевая игра Младший дошкольник (2,5-4 года) Действия осуществления роли (изображают взрослого человека, выполняющего различные функции) Не нужны Усиливает функции человека в обществе (мама, продавец и т.п.)
Сюжетно-ролевая игра Средний дошкольник (3,5-4 года) Содержание усложняется, разыгрывается жизненный или сказочный сюжет, роли открыты, а правила еще скрыты Нужен товарищ для игры. Если роль выполняется неправильно, то начинается скандал Усваивает: 1. Функции человека 2. Способы их осуществления 3. Правила взаимоотношений
Сюжетно-ролевая игра: 1. Игра с правилами Старший дошкольник (5-7 лет) Усвоение норм и правил выполнения роли, главное в игре – действовать по правилам Для игры нужен товарищ. Если кто-либо не выполняет правила, его убирают из игры Развивается саморегуляция, появляется первая форма волевого поведения - поступок
2. Игра-драматизация Старший дошкольник (5-7 лет) Изображение сказочных героев, усвоение морально-эстетических норм поведения (сказочные герои – носитель норм) Для игры нужен товарищ. Здесь возникают конфликты по поводу выбора роли Ребенок оттачивает навыки общения, формируются задатки морали

В этом возрасте идет интенсивное развитие сенсорных эталонов, т. е. цвета, формы, величины, и соотнесение (сравнение) предметов с этими эталонами. Кроме того, происходит усвоение эталонов фонем родного языка.

К концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации, что также ведет к восприятию окружающего мира с позиций объективности.

Мышление в своем развитии проходит следующие этапы:

1) совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения;

2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти;

3) начало активного формирования словесно-логического мышления благодаря использованию речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

Личностное развитие ребенка дошкольного возраста характеризуется формированием самосознания - основное новообразование данного возраста. Во второй половине дошкольного возраста появляется самооценка. У ребенка происходит половая идентификация. Он осознает свой пол и начинает вести себя соответственно ролям, как мужчина и женщина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: