Акцентуация характера. Критерии диагностики акцентуаций и клинические разновидности: астеническая, шизоидная, истерическая, гипертимная, эпилептоидная, паранояльная

Акцентуации характера - понятие, введенное К. Леонгардом и означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний,представляющую крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Акцентуация характера отличаются от последних отсутствием одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности его проявлений во всех ситуациях; социальной дезадаптации. Акцентуации характера свойственна уязвимость личности по отношениям не к любым (как при психопатиях), а лишь к определенного рода психотравмирующим воздействиям (см. Психогении), адресованным к так называемому «месту наименьшего сопротивления» данного типа характера, при сохранении устойчивости к другим. В зависимости от степени выраженности различают явные и скрытые (латентные) А. х., к-рые могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья.

Выделяются следующие основные типы Акцентуации характера:

1. циклоидный - чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;

2. гипертимный - постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводить дело до конца;

3. лабильный - резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

4. астенический - быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям и ипохондрии;

5. сензитивный - повышенная впечатлительность, боязливость, обостренное чувство собственной неполноценности;

6. психастенический - высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий;

7. шизоидный - отгороженность, замкнутость, интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания,трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения;

8. эпилептоидный - склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность;

9. застревающий (паранойяльный) - повышенная подозрительность и болезненная обидчивость, стойкость отрицательных аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность;

10. демонстративны й (истероидный) - выраженная тенденция к вытеснению неприятных для субъекта фактов и событий, к лживости, фантазированию и притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь» при неудовлетворенной потребности в признании;

11. дистимный - преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни;

12. неустойчивый - склонность легко поддаваться влиянию окружающих, постоянный поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

13. конформный - чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму. В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются смешанные формы А. х.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50 - 80%). Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

Поскольку в процессе визуальной диагностики основное внимание обращается на моторику (специфику движений) и эмоциональные психологические процессы (реакцию на различные ситуации), то поведение и особенности общения испытуемого и являются одними из основных параметрами, по которым определяется акцентуация его характера.

52. Расстройства личности. Определение. Критерии диагностики. Дифференциация акцентуации характера и расстройства личности. Клиническая типология расстройств личности и их феноменологические проявления:

r Паранидное;

r Шизоидное;

r Диссоциальное;

r Эмоционально-неустойчивое;

r Истерическое;

r Ананкастное;

r Тревожное;

r Зависимое.

 

Расстройство личности представляет собой личностный тип или поведенческую тенденцию, характеризующуюся значительным дискомфортом и отклонениями от норм, принятых в данной культуре. Это тяжелое нарушение характерологической конституции и поведенческих тенденций индивидуума, вовлекающее обычно несколько сфер личности и почти всегда сопровождающееся личностной и социальной дезинтеграцией.

Личностное расстройство возникает обычно в позднем детстве или подростковом возрасте и продолжает проявляться в периоде зрелости.

Диагноз по МКБ-10

Состояния, не объясняющиеся прямым образом обширным повреждением или заболеванием мозга или другим психическим расстройством и удовлетворяющие следующим критериям:

-заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования, например, аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятия и мышления, а также стиль отношения к другим людям; в разных культуральных условиях может оказаться необходимой разработка специальных критериев относительно социальных норм;

-хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни;

-аномальный стиль поведения является всеобъемлющим и отчетливо нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций;

-вышеупомянутые проявления всегда возникают в детстве или подростковом возрасте и продолжают свое существование в периоде зрелости;

-расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, но это может стать очевидным только на поздних этапах течения времени;

-обычно, но не всегда, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности.

Для отнесения личностного расстройства к одному из определённых в МКБ-10 подвидов (постановки диагноза) необходимо, чтобы оно удовлетворяло по крайней мере трём определённым для этого вида критериям

 Паранидное; расстройство личности, характеризующееся чрезмерной чувствительностью к фрустрации, подозрительностью, злопамятностью, постоянным недовольством окружающими и тенденцией относить всё на свой счёт.

Согласно МКБ-10 данное психическое расстройство диагностируется при наличии общих диагностических критериев расстройства личности, и плюс к ним трёх и более из нижеследующих признаков:

а) Чрезмерная чувствительность к неудачам и отказам

б) Тенденция постоянно быть недовольным кем-то, то есть отказываться прощать оскорбления, причинение ущерба и высокомерное отношение

в) Подозрительность и общая тенденция к искажению фактов путем неверного истолкования нейтральных или дружеских действий других людей как враждебных или презрительных

г) Воинственно-щепетильное, не адекватное фактической ситуации отношение к вопросам, связанным с правами личности

д) Возобновляющиеся неоправданные подозрения в сексуальной неверности супруга или сексуального партнера

е) Тенденция к переживанию своей повышенной значимости, проявляющейся в постоянном отнесении происходящего на свой счет

ж) Охваченность несущественными «законспирированными» толкованиями событий, происходящих с данной личностью или в мире вообще

 Шизоидное; расстройство личности, характеризующееся склонностью избегать эмоционально насыщенных взаимоотношений путём излишнего теоретизирования, замыкания в себе, ухода в фантазии. Кроме того, шизоидные личности часто склонны не придавать значения превалирующим социальным нормам.

Согласно МКБ-10 данное психическое расстройство диагностируется при наличии общих диагностических критериев расстройства личности, и плюс к ним трёх и более из нижеследующих признаков:

а) Мало что доставляет удовольствие или вообще ничто

б) Эмоциональная холодность, отчужденная или уплощённая аффективность

в) Неспособность проявлять теплые, нежные чувства по отношению к другим людям, равно как и гнев

г) Слабая ответная реакция как на похвалу, так и на критику

д) Незначительный интерес к сексуальным контактам с другим лицом (принимая во внимание возраст)

е) Повышенная озабоченность фантазиями и интроспекцией

ж) Почти неизменное предпочтение уединенной деятельности

з) Заметная нечуткость к превалирующим социальным нормам и условиям

и) Отсутствие близких друзей или доверительных связей (или существование лишь одной) и отсутствие желания иметь такие связи

Диссоциальное; — расстройство личности, характеризующееся игнорированием социальных норм, импульсивностью, агрессивностью и крайне ограниченной способностью формировать привязанности.

Личностное расстройство, обычно обращающее на себя внимание грубым несоответствием между поведением и господствующими социальными нормами, характеризующееся следующим (диагностируется, при наличии общих диагностических критериев расстройства личности, по трём и более критериям):

А) бессердечное равнодушие к чувствам других;

Б) грубая и стойкая позиция безответственности и пренебрежения социальными правилами и обязанностями;

В) неспособность поддерживать взаимоотношения при отсутствии затруднений в их становлении;

Г) крайне низкая способность выдерживать фрустрацию, а также низкий порог разряда агрессии, включая насилие;

Д) неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта, особенно наказания;

Е) выраженная склонность обвинять окружающих или выдвигать благовидные объяснения своему поведению, приводящему субъекта к конфликту с обществом.

В качестве дополнительного признака может иметь место постоянная раздражительность. В детском и подростковом возрасте подтверждением диагноза может служить расстройство поведения, хотя оно и необязательно.

Примечание: Для этого расстройства рекомендуется учитывать соотношение культурных норм и региональных социальных условий для определения правил и обязанностей, которые игнорируются пациентом.

 Эмоционально-неустойчивое; расстройство личности, характеризующееся эмоциональной неуравновешенностью, импульсивностью, низким самоконтролем. Выделяются две разновидности данного расстройства: импульсивный тип и пограничный тип.

Согласно МКБ-10 для постановки данного диагноза личность, кроме соответствия общим диагностическим критериям расстройства личности, должна отличаться:

-ярко выраженной тенденцией действовать импульсивно, без учета последствий, наряду с неустойчивостью настроения.

-минимальной способностью планирования

-вспышками интенсивного гневливого аффекта (часто приводящими к насилию, либо «поведенческим взрывам»), легко провоцирующимся, когда импульсивные акты осуждаются окружающими, либо им препятствуют.

 Истерическое; — расстройство личности, характеризующееся неиссякающей потребностью в получении внимания, неустойчивой самооценкой, переоценкой значимости пола, наигранным поведением и др.

Согласно МКБ-10 данное психическое расстройство диагностируется при наличии общих диагностических критериев расстройства личности, и плюс к ним трёх и более из нижеследующих признаков:

А) самодраматизация, театральность, преувеличенное выражение эмоций;

Б) внушаемость, лёгкая подверженность влиянию окружающих или обстоятельств;

В) поверхностность и лабильность эмоциональности;

Г) постоянное стремление к возбужденности, признанию со стороны окружающих и деятельности, позволяющей находиться в центре внимания;

Д) неадекватная обольстительность во внешнем виде и поведении;

Е) чрезмерная озабоченность физической привлекательностью.

Дополнительные черты могут включать эгоцентричность, потворство по отношению к себе, постоянное желание быть признанным, лёгкость обиды и постоянное манипулятивное поведение для удовлетворения своих потребностей.

 Ананкастное; — расстройство личности, характеризующееся чрезмерной склонностью к сомнениям, поглощённостью деталями, излишним перфекционизмом, упрямством, а также периодически возникающими обсессиями и/или компульсиями.

Согласно МКБ-10, данное психическое расстройство диагностируется при наличии общих диагностических критериев расстройства личности, и плюс к ним трёх и более из нижеследующих признаков:

а) чрезмерная склонность к сомнениям и осторожности;

б) озабоченность деталями, правилами, перечнями, порядком, организацией или графиками;

в) перфекционизм (стремление к совершенству), препятствующий завершению задач;

г) чрезмерная добросовестность, скрупулезность и неадекватная озабоченность продуктивностью в ущерб удовольствию и межличностным связям;

д) повышенная педантичность и приверженность социальным условностям;

е) ригидность и упрямство;

ж) необоснованные настойчивые требования человеком того, чтобы другие всё делали в точности так, как он, или неблагоразумное нежелание позволять выполнять что-либо другим людям;

з) появление настойчивых и нежелательных мыслей и влечений.

 Тревожное; — расстройство личности, характеризующееся постоянным стремлением к социальной замкнутости, чувством неполноценности, чрезвычайной чувствительностью к негативным оценкам окружающих и избеганием социального взаимодействия. Люди с тревожным расстройством личности часто считают, что они не умеют общаться, или что их личность не привлекательна, и избегают социального взаимодействия из-за страха быть осмеянными, униженными, отверженными или что к ним будут испытывать лишь неприязнь. Часто они преподносят себя как индивидуалистов и говорят о чувстве отчуждённости от общества.

Официально используемый в России международный классификатор болезней «МКБ-10» для диагностики тревожного расстройства личности требует наличия общих диагностических критериев расстройства личности, и плюс к ним наличия трёх или более из следующих характеристик личности:

-постоянное общее чувство напряженности и тяжелые предчувствия;

-представления о своей социальной неспособности, личностной непривлекательности и приниженности по отношению к другим;

-повышенная озабоченность критикой в свой адрес или непринятием в социальных ситуациях;

-нежелание вступать во взаимоотношения без гарантий понравиться;

-ограниченность жизненного уклада из-за потребности в физической безопасности;

-уклонение от социальной или профессиональной деятельности, связанной со значимыми межличностными контактами из-за страха критики, неодобрения или отвержения.

 Зависимое. — расстройство личности, характеризующееся повышенным ощущением беспомощности, некомпетентности и нежизнеспособности без поддержки других людей, потребность в которой ощущается большую часть времени.

Согласно МКБ-10 данное психическое расстройство диагностируется при наличии общих диагностических критериев расстройства личности, и плюс к ним трёх и более из нижеследующих признаков:

а) стремление переложить на других большую часть важных решений в своей жизни

б) подчинение своих собственных потребностей потребностям других людей, от которых зависит пациент, и неадекватная податливость их желаниям

в) нежелание предъявлять даже разумные требования людям, от которых индивидуум находится в зависимости

г) чувство неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха неспособности к самостоятельной жизни

д) страх быть покинутым лицом, с которым имеется тесная связь, и остаться предоставленным самому себе

е) ограниченная способность принимать повседневные решения без усиленных советов и подбадривания со стороны других лиц

Дополнительные признаки могут включать представления о себе как о беспомощном, некомпетентном человеке, не обладающем жизнестойкостью.

Этиология умственной отсталости. Клиническая картина умственной отсталости (легкая умственная отсталость, умеренная, тяжелая, глубокая). Особенности психического развития лиц с умственной отсталостью (мышление, эмоции, воля). Лечение и социальная реабилитация лиц с умственной отсталостью.

 

Общие сведения

Умственная отсталость – врожденное или приобретенное в раннем детстве (до 3 лет) состояние общего недоразвития психики с выраженной недостаточностью интеллектуальных способностей.

Умственная отсталость может быть обусловлена различными этиологическими и патогенетическими факторами, действующими во время внутриутробного развития, родов или в первые годы жизни. В большинстве случаев умственная отсталость является не болезненным процессом, а патологическим состоянием, результатом когда-то подействовавшей вредности, и не имеет тенденции к прогредиентности (прогрессированию).

Долгое время общепринятым термином для обозначения состояний умственной отсталости был термин «олигофрения» (греч.: oligos – малый, phren – разум, т.е. малоумие), который предложил Э. Крепелин (1915) для разграничения обозначаемого им врожденного слабоумия от слабоумия приобретенного (деменции).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: