ВКР выполняется студентом-выпускником на основе анализа научной, практической и методической литературы.
При подготовке ВКР должны использоваться монографии, учебники, учебные пособия, справочники, а также статьи, материалы информационной сети Интернет, справочно-правовые системы «Гарант», «Консультант», «Регион» и др., сборники научных трудов, сборники научных статей и материалы научно-практических конференций вузов, статьи в журналах и газетах. Выдержки из нормативных правовых актов, авторские высказывания и др. цитируются дословно либо излагаются своими словами.
Использование в ВКР достижений
ВКР необходимо наполнить современным научным материалом, а каждую проблему освещать с учётом отечественных и зарубежных научных достижений.
Студенту-выпускнику необходимо овладеть не только основным содержанием, но и методологическими основами, которые позволят ему провести анализ фактического материала, установить связи и закономерности, сделать теоретические и практически значимые выводы.
Студент-выпускник должен уметь анализировать события прошлого и новые явления общественной жизни, экономики и управления, использовать приводимые факты и статистические материалы для подтверждения того или иного положения в современных условиях.
ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ МАТЕРИАЛА ВКР
Структура ВКР
Структура ВКР (рисунки 1и 2) должна соответствовать утверждённому научным руководителем плану и состоять из следующих частей: титульного листа, бланка задания, оглавления, введения, основной части (разделов и параграфов), заключения, списка использованных источников, приложений (в случае необходимости). Отдельно формируется раздаточный материал (в случае необходимости).
ВКР студента-выпускника начинается с титульного листа и бланка задания (бланки приведены в Приложениях Б и В).
Во введении дается краткое обоснование выбора темы ВКР, обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования.
Для магистров, кроме того, должна быть чётко определена теоретическая база исследования, т.е. научные или научно-практические исследования по данной проблеме; сформулировано и обосновано отношение студента-выпускника к их научным позициям. Далее следует показать научную новизну и практическую значимость работы.
Актуальность
Обоснование актуальности темы исследования – одно из основных требований, предъявляемых к ВКР.
Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем, проблем, вопросов и событий.
Студент-выпускник должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, недостаточность её разработанности в научных исследованиях, необходимость изучения проблемы, новизна и т. д.
Объект и предмет исследования
Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях. Объект исследования всегда шире, чем его предмет.
Предмет исследования – это определённый элемент в избранной области профессиональной деятельности, который обладает очевидными границами, либо относительной автономностью существования.
Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.
Цель исследования
Цель исследования – это прогнозирование результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приёмов исследования в процессе подготовки ВКР.
| Тема (наименование работы) |
| Оглавление |
| Введение |
| Раздел 1 Наименование 30-35 % объёма* |
| 1.1 Наименование подраздела |
| 1.2 Наименование подраздела |
| 1.3 Наименование подраздела |
| Раздел 2 Наименование 45-50 % объёма* |
| 2.1 Наименование подраздела |
| 2.2 Наименование подраздела |
| 2.3 Наименование подраздела |
| Заключение (основные выводы, дальнейшие перспективы разработки проблемы) |
| Список использованных источников |
| Приложения (в случае необходимости) |
| *процентное соотношение от рекомендованного объёма существенной части диплома, приведенного в пунктах 1.1-1.4 данных методических рекомендаций |
Рисунок 1 – Примерная структура ВКР (для СПО и бакалавров)
| Тема (наименование работы) |
| Оглавление |
| Введение |
| Раздел 1 Наименование 15-20 % объёма* |
| 1.1 Наименование подраздела |
| 1.2 Наименование подраздела |
| 1.3 Наименование подраздела |
| Раздел 2 Наименование 30-35 % объёма* |
| 2.1 Наименование подраздела |
| 2.2 Наименование подраздела |
| 2.3 Наименование подраздела |
| Раздел 3 Наименование 25-30 % объёма* |
| 3.1 Наименование подраздела |
| 3.2 Наименование подраздела |
| 3.3 Наименование подраздела |
| Заключение (основные выводы, дальнейшие перспективы разработки проблемы) |
| Список использованных источников |
| Приложения (в случае необходимости) |
| *процентное соотношение от рекомендованного объёма существенной части диплома, приведенного в пунктах 1.1-1.4 данных методических рекомендаций |
Рисунок 2 – Примерная структура ВКР (для специалистов и магистров)
Задачи исследования
Задачи исследования ВКР определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.
Методы исследования
Метод исследования – это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных областях профессиональной деятельности.
При исследовании возможно использовать следующие методы:
- изучение и анализ научной литературы;
- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;
- моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование, анкетирование и т. д.






