Алкогольная деградация личности

Психическая деградация в 3 стадии алкоголизма определяется токсическим действием хронической алкогольной интоксикации на головной мозг и развивающейся в связи с этим хронической алкогольной энцефалопатией. Кроме того, существенное значение имеют глубокие изменения личности.

Деградация по алкогольно-психопатоподобному типу. Более правильно квалифицировать этот тип как патологическое развитие личности, в связи с отсутствием признаков органического психосиндрома. Для этой группы больных наиболее характерна утрата морально-этических норм поведения, проявляющаяся в лживости, хвастливости, грубом юморе, переоценке своих возможностей, полной некритичности к пьянству в сочетании с аффективной неустойчивостью, взрывчатостью, недержанием аффектов, гневливостью с элементами агрессивности и вне опьянения, быстрым переходом от эйфоричности к субдепрессивным состояниям.

У этих больных интеллектуально-мнестические нарушения выражены незначительно, надолго могут сохраняться запасы прежних знаний и профессиональные навыки. Но эти возможности, как правило, не реализуются.

Деградация по органически-сосудистому типу. На первый план у больных выступает интеллектуально-мнестическое снижение, проявляющееся в ухудшении памяти и внимания, апатичности, утомляемости, снижении трудоспособности. Наряду с этим имеют место нарушения сна, пониженный фон настроения, слабодушие. Для этих больных характерны депрессивные состояния с суицидальными тенденциями, возникающие в абстиненции.

Крайними формами алкогольной деградации, по органически-сосудистому типу, являются псевдопаралитический и псевдотуморозный синдромы. При псевдопаралитическом синдроме на первом плане выявляется благодушие, болтливость, хвастовство при полной утрате критического отношения к своему состоянию. Реже встречается псевдотуморозный синдром, возникающий при сочетании алкоголизма с тяжелыми формами энцефалопатии, атеросклероза сосудов головного мозга и другими органическими заболеваниями головного мозга. Проявляется он апатичностью, эмоциональной тупостью, доходящих до таких степеней, что больной производит впечатление находящегося в состоянии оглушения.

Больные с явлениями деградации по органически-сосудистому не столь тяжелы в быту, как больные с изменениями личности по алкогольно-психопатоподобному типу, они охотно обращаются за медицинской помощью, не отказываются от противоалкогольного лечения.

Деградация по смешанному типу. Чаще встречаются не крайние формы алкогольной деградации, а смешанные формы, включающие элементы как интеллектуально-мнестических нарушений, связанных с повреждающим действием алкоголя, так и изменения личности по алкогольно-психопатоподобному типу.

Помимо типа алкогольного изменения личности больного, необходимо различать ее степень и глубину. Начальные изменения личности больных алкоголизмом, проявляющиеся в нерезком снижении интеллектуальных возможностей, нарушениях морально-этических норм при сохранении профессиональных навыков и способности к адаптации, характерны для 2 стадии алкоголизма. При утяжелении перечисленных признаков, можно диагностировать парциальную деменцию, что соответствует переходной 2-3 стадии заболевания. При выраженных степенях алкогольной деградации нарушаются адаптационные способности и утрачивается трудоспособность.

 

21. Развитие алкоголизма в подростковом возрасте.

Мотивы употребления алкоголя детьми и подростками можно разделить на две группы. К первой отнесем их желание присоединиться к “традиции”, фактор любопытства и тягу испытать нечто неизведанное. Ко второй группе – психологические мотивы, формирование и пробуждение у них чувства взрослости, стремление не выделяться и не отставать от старших.

Мотивы обеих групп объединяет между собой тот факт, что дети еще не приобрели в достаточной степени жизненных навыков и опыта, что могло бы удержать их от вступления в свободные отношения с окружающими, перерастающие в зависимость от их мнения или поведения.

Третья группа мотивов, побуждающих подростков к пьянству

Эта группа мотивов пьянства в подростковом возрасте формирует само пьянство как поведенческий тип, чаще всего еще и тип подростка-правонарушителя. В перечне таких мотивов не последнее место занимает стремление уйти от обыденности, скуки. На самом деле скука – особое состояние психики, при котором личность подростка испытывает сильный эмоциональный голод. Характеризуется тем, что у ребенка полностью утрачен или просто снижен интерес к познанию или творчеству.

Ведь особенностями для детей подросткового возраста, страдающих алкоголизмом или имеющих алкогольную зависимость, является то, что они мало интересуются серьезной музыкой или искусством, не занимаются самообразованием или спортом, а все их интересы видятся на почве примитивной “развлекаловки” и спиртного.

Духовная составляющая у подростка ограничена неумением зарекомендовать себя в коллективе детского учреждения и, как следствие, толкает на употребление алкоголя для самоутверждения на улице. Дело в том, что потребность самоутверждения среди подростков – еще одна особенность этого возраста, которая сама по себе важна и понятна. Средства же самоутверждения у зависимых от алкоголя детей затягивают их все глубже в пучину асоциального поведения. У подростков алкоголизм гораздо быстрее формируется и отражается на их жизни.

Независимо от причин алкоголизма, у пьющего подростка практически всегда отсутствуют навыки и интерес к учебной и трудовой деятельности. Этап употребления им алкоголя для самоутверждения позади, теперь к нему добавляется желание снять напряжение от неприятных эмоций и переживаний, вызванных реакцией на его поведение.

Нарастающее отчуждение в семье и школе только усугубляет эту зависимость. Ему остается лишь примитивное ничегонеделание или бесцельное праздное шатание по улицам в поисках приключений, “тупое” многократное прослушивание не обремененных смыслом, а иногда и просто похабных по содержанию музыкальных синглов, посещение ночных дискотек, баров или “забегаловок”.

Свободное время дети и подростки преимущественно проводят с друзьями, что характерно для подрастающего поколения. В большинстве подростки прекрасно осведомлены о пагубном действии алкоголя на организм, хотя при этом в их среде существует и множество заблуждений о мнимой пользе алкоголя, одно из которых – это позиционирование его употребления с точки зрения показателя их взрослости.

Последствия подросткового алкоголизма:

· у ребенка начинает меняться образ жизни, жизненным приоритетом становится провождение всего свободного времени за распитием спиртных напитков;

· напрочь отсутствует желание к саморазвитию, чтению книг и учебе;

· сильное воздействие алкоголя на подростков объясняется тем, что их организм, по сравнению с организмом взрослого человека, намного слабее и у них низкий порог устойчивости к алкоголю;

· растущий организм наиболее подвержен воздействию алкоголя, и в организме происходят сильные перестройки, как в работе органов, так и в работе центральной нервной системы.

Лечение подростковой алкогольной зависимости должно быть комплексным

Особенность лечения такого вида зависимости – пубертатный возраст. У подростков алкоголизм протекает гораздо тяжелее, чем у взрослых. Поэтому существуют ограничения на прием некоторых лекарств и методов. Опасными для организма ребенка станут условно-рефлекторная или сенсибилизирующая терапии.

Еще очень важно выявление зависимости от алкоголя как можно раньше, что позволит значительно облегчить процесс лечения. Реабилитацию проводить можно только в стационарных условиях и под контролем специалистов. Первоначально ребенку осуществляют дезинтоксикацию и назначают специальные ноотропные препараты, затем прописывают витамины.

Основное лечение для алкоголика подросткового возраста является психотерапевтическое. При этом обязательно учитывается легко ранимая психика подростка. Для комплексного лечения рекомендуется применение средств из арсенала народной медицины – общеукрепляющие отвары и настои лекарственных трав. Дополнительно рекомендовано приобщение к социально значимой деятельности и спорту.

 

22. Клинико-психологическая характеристика поведения, способ­ствующего формированию зависимости в детском и подростковом возрасте.

Аддиктивное поведение форма деструктивного поведения, которая приносит вред самому человеку и обществу. Это уход от реальности посредством изменения своего психического состояния. Средством этого изменения чаще всего являются наркотики, алкоголь, психоактивные вещества. Чтобы аддиктивное поведение возникло, необходимы следующие условия:

  1. У подростков группы риска должна отсутствовать способность переносить дискомфорт отношений.
  2. Социальная среда чаще всего неблагоприятна (разлад между родителями, их пьянство, непонимание ребенка и невнимание к его проблемам); условия жизни не играют роли защиты, а лишь усиливают стрессовое воздействие на подростка.
  3. Нестабильность «Эго».
  4. Неумение отказаться от зависимости. (Вигдорчик, 2004)

Б. Сегал выделяет следующие психологические особенно­сти лиц с аддиктивными формами поведения:

  1. Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.
  2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.
  3. Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом пе­ред стойкими эмоциональными контактами.
  4. Стремление говорить неправду.
  5. Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.
  6. Стремление уходить от ответственности в принятии ре­шений.
  7. Стереотипность, повторяемость поведения.
  8. Зависимость, тревожность. (Буянов, 1990).

Что повышает риск попадания в зависимость:

  • личностная незрелость,
  • поиск острых ощущений, азартность,
  • затруднения в самовыражении, «поиске себя»,
  • желание быть посвященным, быть выделенным из обывательской толпы,
  • душевная неуравновешенность или сниженная психологическая устойчивость,
  • эмоциональная «бедность»,
  • переживание одиночества, незащищенности,
  • восприятие своей жизненной ситуации как трудной,
  • неспособность подростка переносить дискомфорта отношения,
  • социально неблагоприятная среда, которая не играет роли защиты, а усиливает стрессовое воздействие.

На развитие наркоманий и алкоголизацию подростков могут оказать влияние и некоторые социально-психологические факторы, определяющие поведение в период пубертата, такие как реакции эмансипации, группирования со сверстниками, хобби-реакции и формирующиеся сексуальное влечение (Личко, 1997),

Реакция эмансипации проявляется стремлением высвободиться из-под опеки и контроля родителей, учителей, всех старших по возрасту вообще, от установленных ими порядков, законов, от всего, что взрослыми уважается и ценится. Потребность в этой реакции вызвана желанием самоутвердиться, как личность борьбой подростка за самостоятельность. Обостренным проявлением реакции эмансипации служит особая форма поведения, названная «отравлением свободой». Под этим термином понимается тот факт, что поведение подростка становится противоположным тому, что требовалось от него раньше. Привлекает то, что прежде не позволялось: выпивка, употребление наркотиков, все запретные ранее плоды. Особенно «отравление свободой» благоприятствует «первичному поисковому наркотизму», т.е. стремлению попробовать все дурманящие вещества, испытать на себе их действие. (Котляков, 1997).

Реакция же увлечения (хобби), наоборот, чаще является фактором, противодействующим аддиктивному поведению. Стойкие увлечения способствуют сокращению употребления спиртных напитков в период ранней юности, особенно если увлечения носят интеллектуально-эстетический и телесно-мануальный (спорт) характер. (Кулагина, 2004). Исключения составляет лишь информативно-коммуникативный вид хобби, когда подростки стараются все свободное время посвящать бездумному общению, обмену не имеющей интеллектуальной значимости информацией. Это может привести к общению с подростками из асоциальных компаний. Такое проявление реакции- хобби и реакции группирования (быть с такими же как я, со сверстниками) легко сочетается со злоупотреблениями алкоголем, знакомству с наркотиками. Все это увеличивает риск увле­чения старших подростков «запретными плодами» и формирует у них склонность к аддиктивному поведению.

Среди современных причин, вызывающих наркотическую зависимость, можно отметить и следующие причины. У детей - различные виды неблагополучия в семье и психические заболе­вания, у подростков - то же самое плюс острые травмы (сексу­альное насилие), интерес, проблемы принятия в группе. Сейчас практически отсутствует широкая пропаганда спорта, потеряли свои позиции кружки творчества, детские секции. Отсутствие возможности занять себя чем-то полезным - одна из причин об­ращения молодежи к наркотикам. (Гущина, 2008).

 

Личностно - типологические особенности подростков употребляющих наркотики или одурманивающие вещества

Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и “детское”, и “взрослое”. По Л. С. Выготскому, в его социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции: 1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.); 2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.).

Обобщенно можно выделить следующие зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте.

1. Пубертатное развитие (охватывает временной промежуток от 9-11 до 18 лет). Тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи: 1) необходимость реконструкции телесного образа “Я” и построение мужской или женской “родовой” идентичности; 2) постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодополняющих влечений.

2. Когнитивное развитие (от 11-12 до 16 лет). Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено 2 основными достижениями: 1) развитием способности к абстрактному мышлению и 2) расширением временной перспективы.

3. Преобразования социализации (преимущественно на отрезке от 12--13 до 18--19 лет). Изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: 1) освобождение от родительской опеки; 2) постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.

4. Становление идентичности (выходит за границы отрочества и охватывает время от 13-14 до 20-21 года).

Большее значение имеет не степень аномалии характера (психопатия или акцентуация), а ее тип (А.Е. Личко, 1977. В отношении подростков, прежде всего, подтвердилось неблагоприятное значение неустойчивого типа (А. Е. Личко, 1977).

Неустойчивый тип акцентуации характера и психопатии оказался наиболее предрасполагающим к наркомании (А.Е. Личко, 1977; Ю.В. Попов, 1988). Еще Е. Kraepelin, (1915) назвал представителей этого типа “безвольными” из-за неспособности к систематическому труду, к достижениям, требующим настойчивости и упорства.

Вслед за неустойчивым типом психопатии и акцентуации характера в отношении риска наркомании следуют эпилептоидный, гипертимный и истероидный типы (В.С. Битенский и др., 1989). Но этот риск особенно возрастает, когда все эти типы оказываются смешанными, в частности “амальгамными” (А.Е. Личко, 1979, 1983), т. е. когда на соответствующее конституциональное ядро наслаиваются черты неустойчивого типа.

Каждому типу акцентуаций характера и психопатий в подростковом возрасте оказались присущи определенные отличия наркомании (А.Е. Личко, 1977; 1985; В.С. Битенский и др., 1989).

Гипертимные подростки отличаются слабой устойчивостью к влиянию компаний в отношении соблазна злоупотребления алкоголем, наркотиками и другими дурманящими веществами. Алкоголь вызывает у них выраженную эйфорию. Гашиш бывает, привлекателен как средство, способствующее групповой коммуникации, сплочению группы, совместному переживанию необычных ощущений (“сигарета по кругу”). Этот же мотив может сделать заманчивым в младшем подростковом возрасте злоупотребление ингалянтами, особенно содержащими эфир и ацетон (пятновыводители, некоторые сорта клея).

К внутривенным вливаниям опиатов гипертимы менее расположены. Опийный “кайф” в бездеятельном одиночестве представляется для них не столь уж соблазнительным. Зато стимуляторы, приводящие к гипоманиакальному состоянию, побуждающие к неустанной и безудержной активности, могут оказаться весьма созвучными гипертимной натуре.

Транквилизаторы мало привлекают гипертимов. Расслабленность и сонливость им ни к чему, релаксации они обычно вовсе не ищут.

Главной отличительной чертой подростков гипертимного типа является возможность длительного злоупотребления без развития зависимости (А.Е. Личко, 1977; В.С. Битенский и др., 1989). Это относится как к алкоголю, так и другим дурманящим веществам. Возможно, что присущие гипертимам высокий биологический тонус, постоянное стремление к деятельности, живой интерес ко всему, что происходит вокруг, наличие заманчивых планов на будущее препятствуют быстрому развитию индивидуальной психической зависимости, (зависимость, может возникнуть довольно легко). Зато у представителей гипертимного типа нередко бывает отчетливо выражен “первичный поисковый полинаркотизм” - желание перепробовать на себе действие самых разных веществ.

Циклоидные подростки в гипертимной фазе ведут себя соответственно в отношении и алкогольной, и других интоксикаций. Но когда кончается подобная фаза, то обычно прекращается и злоупотребление.

В субдепрессивной фазе может появиться желание поднять настроение. Но попытки сделать это с помощью алкоголя или стимуляторов чаще всего не дают ожидаемого эффекта. Алкогольное опьянение может даже усугублять депрессию. Стимуляторы способны вызвать внутреннее беспокойство и тревогу. Зато транквилизаторы несколько улучшают настроение, вселяют в душу успокоение, позволяют отключиться от случившихся неурядиц, “не переживать”. Во время субдепрессивной фазы к какому-либо транквилизатору циклоиды могут даже пристраститься, но когда минует эта фаза, легко прекращают их принимать, особенно если вслед за субдепрессивным состоянием развивается гипертимная фаза.

Лабильный тип акцентуации характера и аффективно-лабильная психопатия сами по себе мало благоприятствуют аддиктивному поведению. Вовлечение в алкоголизацию или одурманивание другими средствами, вероятно, более всего связано с влиянием той компании сверстников, в которой такой подросток ищет эмоциональную поддержку.

Астеноневротический тип акцентуации характера у подростков в обычных условиях не предрасполагает к наркомании. Однако в некоторых условиях, например на Крайнем Севере, когда полярная зима с круглосуточной ночью и неизбежным световым голодом сменяется солнечной весной, может обнаруживаться тяготение именно к злоупотреблению транквилизаторами (В.А. Резник, 1989).

Сенситивный и психастенический типы акцентуации характера и психопатии отличаются даже повышенной устойчивостью в отношении соблазна алкоголизации, наркотизации и употребления иных токсических средств. Наркомания, как и делинквентность, в подростковом возрасте им не присущи.

Сенситивные подростки характеризуются робостью и стеснительностью, что затрудняет контакты со сверстниками, особенно с компаниями. Им присуща также большая впечатлительность. К тому же они обычно постоянно озабочены тем, как бы не предстать в глазах окружающих в неприглядном виде. Они страшатся вызвать насмешки. В этом отношении они чувствительны к мнению не только сверстников, но и старших. Видимо, эти особенности удерживают их и от алкоголизации, и от злоупотребления другими дурманящими веществами.

Это поведение не способно сыграть роль гиперкомпен-сирующего фактора в отношении застенчивости, робости, трудности контактов у сенситивных подростков. Попытки “побороть себя” с помощью алкоголя обычно не приводят к желаемому результату, и эти попытки быстро оставляют.

Психастенический тип со свойственной ему тревожной мнительностью в отношении будущего (“как бы чего не случилось”) может способствовать употреблению транквилизаторов при надвигающихся стрессовых ситуациях, особенно тех, которые становятся психологической нагрузкой на чувство ответственности (например, экзамены, контрольные во время учебы, разного рода конкурсы и соревнования). Может даже возникнуть своеобразная ситуационная зависимость -- потребность в транквилизаторе именно в предвкушении подобных ситуаций.

Шизоидная акцентуация характера и психопатия являются фактором риска в отношении некоторых форм наркомании. Шизоиды могут обнаружить склонность к препаратам опия и гашишу. Опийный “кайф” с его ленивым покоем, уединением, грезоподобными мечтами, видимо, может оказаться особенно созвучным шизоидному характеру. Если шизоиды начинают злоупотреблять опием, то легко соглашаются на внутривенные вливания, и у них сравнительно быстро может формироваться психическая, а затем и физическая зависимость.

В младшем подростковом возрасте для стимуляции фантазий, которым шизоиды любят предаваться, могут использоваться ингалянты, но именно те, которые способствуют визуализации представлений и онейроидным переживаниям, т. е. содержащие эфир или ацетон пятновыводители и некоторые сорта клея. В старшем подростковом возрасте подростки шизоидного типа нередко тяготеют к группам хиппи, к кружкам и компаниям, увлеченным восточной философией, оккультизмом, парапсихологией и т. п. В этих группировках среди старших по возрасту, они могут приобщаться к курению гашиша, а затем продолжать его в одиночку. Во время гашишного опьянения они нередко рисуют, пишут стихи, сочиняют трактаты и т. п. Алкоголь для шизоидных подростков может играть роль коммуникативного допинга (А.Е. Личко, 1963). Небольшое количество, чаще крепких, напитков употребляют перед ситуацией, когда возникает необходимость активного общения со сверстниками - перед тем, как пойти в компанию, перед выступлениями и т.п. Может даже возникнуть ситуационная психическая зависимость, близкая по механизмам к обсессиям.

Эпилептоидная акцентуация характера и психопатия того же типа несколько отличаются друг от друга по наркомании. При акцентуациях может встречаться гиперсоциальность. В таких случаях ко всем дурманящим средствам может быть подчеркнуто-негативное отношение, достигающее даже воинствующей борьбы со злоупотреблениями. Но оно часто не распространяется на алкоголь, если только подросток не воспитывался в окружении фанатичных трезвенников. К наркотикам относятся же крайне неприязненно, больше всего из опасения повредить здоровью. Однако к дурманящим средствам, о которых в подростковой среде бытует представление, что “от этого наркоманом не станешь”, подобной устойчивости может не быть. Поэтому в младшем подростковом возрасте эпилептоидные подростки проявляют интерес к ингалянтам, особенно к бензину.

Эпилептоиды вообще тянутся к тому, что “сильно бьет по мозгам”. Спиртные напитки они предпочитают крепкие и в больших дозах. Любят напиваться “до отруба”, т. е. до состояния, о котором потом ничего вспомнить не могут.

При эпилептоидной психопатии, а также в тех случаях эпилептоидной акцентуации, когда подросток воспитывается в асоциальных условиях и на эпилептоидное ядро нередко, наслаиваются черты неустойчивости, никаких преград к наркомании может не быть. Тогда к алкоголю, наркотикам и другим дурманящим средствам приобщаются легко. В итоге предметом злоупотребления могут стать не только алкоголь, но и опиаты, и гашиш, и транквилизаторы в больших оглушающих дозах, и галлюциногены. Но менее других привлекательными обычно оказываются стимуляторы, возможно, в связи с тем, что они способны провоцировать у эпилептоидов состояния, весьма напоминающие дисфорию и возможность “разрядиться”.

Если же эпилептоидный подросток начинает чем-то злоупотреблять, то влечение к данному веществу, будь то алкоголь или наркотик, пробуждается быстро и отличается значительной силой.

Эпилептоидному типу свойственны сильные инстинкты и влечения. Возможно именно поэтому пробудившееся влечение к какому-либо дурманящему средству быстро набирает силу и может становиться компульсивным.

К сказанному следует добавить, что эпилептоидные черты могут нередко развиваться как следствие злоупотребления некоторыми дурманящими веществами, например ингалянтами (Т.З. Волкова, М.Г. Лиленко, 1987) и даже гашишем (У.А. Абшаихова, 1989). Речь здесь идет не об изначальной, конституциональной эпилептоидности, а об экзогенной психопатизации по эпилептоидному типу.

Истероидные подростки обнаруживают особую склонность к стимуляторам. Вероятно, эти средства помогают им “казаться больше, чем они есть на самом деле” (Jaspers К., 1913). Стимуляторы не просто повышают у них активность, но, видимо, дают те ощущения, которых истероиду подсознательно не хватает -- вселяют уверенность в себе, в своих силах и способностях, облегчают вожделенное лидерство среди сверстников, пробуждают самоуверенность и бесстрашие.

Достаточно привлекательными для истероидов могут оказаться и алкоголь, и опиаты, и транквилизаторы, и гашиш. Меньшая склонность обнаруживается к галлюциногенам и еще меньшая -- к ингалянтам.

Отличительными чертами истероидов являются, как известно, претенциозность и желание постоянно быть центром внимания окружения. В рассказах об употреблении наркотиков они бывают, склонны преувеличивать дозы, расписывать свою “наркотическую карьеру”, говорят о пробах веществ, о которых только слышали или читали, но явно не могли заполучить (например, LSD). Детальный расспрос обычно выявляет поверхностность знаний и отсутствие собственного опыта.

Неустойчивый тип акцентуации характера и психопатия, как указывалось, отличаются самым высоким риском наркомании. Уличные компании (территориальные группы) с детства для них становятся излюбленным местом времяпрепровождения. Еще в младшем подростковом возрасте в этих компаниях они приобщаются к алкоголю и нередко к другим дурманящим средствам, не обнаруживая какой-либо особой предпочтительности. Чаще употребляется просто то, что легче всего раздобыть в данном регионе.

Высокий риск начала злоупотребления вовсе не сочетается у неустойчивых подростков с быстрым формированием зависимости.

Органические психопатии, т. е. патологические изменения характера, обусловленные пренатальными, натальными и ранними постнатальными (до 2 лет жизни) черепно-мозговыми травмами, мозговыми инфекциями и нейроинтоксикациями, создают повышенный риск, как начала злоупотребления, так и особенно формирования зависимости. Обычно при органических психопатиях преобладают неустойчивые, эпилептоидные и истероидные черты характера (А. Е. Личко, 1983). Среди них черты неустойчивости наиболее благоприятствуют началу наркомании -- знакомству с дурманящими средствами. Эпилептоидные черты способствуют развитию сильного влечения к ним и, следовательно, становление зависимости.

 

23. Особенности и тактики терапии зависимости от ПАВ в детском и подростковом возрасте.

Социокультуральная модель подразумевает, что социальные нормы прямо влияют на употребление или злоупотребление психоактивными веществами. Это во многом справедливо, когда речь идет, например, о злоупотреблении алкоголем. Акцент социокультуральной модели делается на соблюдении культуральных нормативов, например — должна быть четко определена та грань, между нормальным употреблением алкогольных напитков и пьянством. Задача заключается в том, чтобы четко определить, что является приемлемым употреблением спиртных напитков, а что — пьянством. По сути, социокультуральная модель обращается к религиозным традициям, народным обычаям, где употребление алкоголя — не самоцель, а строго регламентированная часть жизни. В плане реализации социокультуральной модели реализована профилактическая кампания против наркотиков «Просто скажи — Нет!», нашедшая немало последователей во всем мире и показавшая неплохие результаты. Главной проблемой реализации модели является не наличие различных взглядов и моделей поведения в обществе, в форма ведения самой профилактической работы. Форма информирования о вреде табака, алкоголя, наркотиков, как признано специалистами всего мира, не оправдала себя, поскольку у подростков группы риска приобщение к ПАВ происходит не от недостатка знаний, а вопреки их наличию. В качестве альтернативной формы в последнее время все чаще рассматривается тренинг.

В качестве примера рассмотрим модель профилактического тренингового занятия, разработанную и апробированную нами (Пережогин Л. О. с соавт., 2002, 2003) для профилактической работы в группе риска.

Употребление психоактивных веществ (ПАВ) (веществ, вызывающих зависимость), включая наркотические вещества, является проблемой номер один среди психических расстройств, формирующихся вследствие действия дизадаптационных механизмов. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ — подростки. Ведущее место в снижении числа наркоманов занимает профилактика наркотической зависимости, и в первую очередь — среди молодежи.

Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости — разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, но их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период. Наиболее эффективным методом профилактической работы являются в указанном контексте именно тренинговые занятия.

Предлагаемый тренинг рассчитан на 8 часов работы, большую группу — до 20 человек. В ходе некоторых упражнений ведущему приходится выполнять роль игрока, что дает ему преимущество общения «на равных» с подростковой аудиторией.

Цель тренинга: обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ (профилактическая концепция «Просто скажи — Нет!»).

Задачи тренинга:

· повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании;

· изменение отношения детей к наркомании;

· умение сказать «Нет наркотикам»;

· формирование мотивации к сохранению здоровья.

Тренинг включает:

· введение, в состав которого входят игра-разминка, подвижные упражнения, знакомство в группе, сообщение тренером условий тренинга, правил работы,

· оценку уровня информированности участников, их личного опыта,

· игру «Спорные утверждения» в ходе которой участникам предоставляется возможность высказать свое мнение по самым острым вопросам,

· показ фильма о зависимостях,

· игру «Ассоциации», в ходе которой оценивается характер эмоционального восприятия зависимости подростками,

· игру «Словесный портрет», где на основе выработанных ассоциаций участники описывают образ человека, злоупотребляющего психоактивными веществами,

· ролевую игру «Семья», где участники, разбившись на команды, представляют сценки из семейной жизни наркоманов, лиц с зависимостью от алкоголя, токсических веществ,

· ролевую игру «Марионетки», в которой участникам предоставляется возможность почувствовать себя в роли «ведомого», человека, лишенного права самостоятельного волеизъявления,

· игру «Отказ», в рамках которой участники отрабатывают тактику вежливого, мотивированного отказа от предложений сверстников и старших «попробовать» ПАВ,

· заключение.

Потребительская модель профилактики родилась во Франции в 50-е годы ХХ века. Эта модель основана на статистическом изучении употребления алкоголя в различных культурах. Выделяют три основные положения этой модели. Первое заключается в том, что процент сильно пьющих людей от данного населения прямо зависит от среднего уровня потребления алкоголя в данном обществе. Поэтому число алкоголиков растет в обществе, где растет употребление алкоголя. В связи с этой зависимостью можно предсказать, что снижение потребления алкоголя в данной культуре будет сопровождаться снижением числа алкоголиков. Второе положение заключается в том, что увеличение сильного потребления алкоголя повышает вероятность возникновения связанных с ним негативных последствий в духовной, физической и социальной сферах. Следовательно, как только среднее потребление алкоголя в обществе возрастает, возрастает количество алкоголиков, и, соответственно, можно ожидать рост таких неблагоприятных последствий. Суть третьего утверждения в том, что общество должно пытаться уменьшить негативные последствия употребления алкоголя ограничением его доступности. Утверждается, что ограничение доступности алкоголя, особенно путем поднятия стоимости спиртных напитков, снизит потребление алкоголя, и, соответственно, связанные с ним последствия. Другие пути — сокращение рабочего дня баров с алкогольными напитками, контроль над розничной продажей алкоголя, поднятие возрастного ценза для приобретающих спиртные напитки. Модель критикуется в основном продавцами алкоголя (легальными) и криминологами, знакомыми с динамикой нелегального оборота алкоголя. Применительно к наркотикам запретительный компонент модели задействован практически во всех странах.

Запрещающая модель профилактики самая простая. Самый классический пример запрещающей модели — Сухой закон в США в 1921-1932 гг. Эта модель реализуется в основном применительно к наркотикам.

Модель нулевой толерантности. Широко используется в США. Ее суть заключается в выработке нулевой терпимости к любому наркотику в любом количестве, в любом месте, в любое время. Цель этой политики — в атаке на спрос на наркотики, чтобы таким образом сделать наркоманов ответственными за их роль в распространении наркотиков. При Рональде Рейгане (1980-1988) в США предлагалось подвергнуть тесту на наркотики всех рабочих и служащих в стране, при этом положительные тесты означали бы немедленное увольнение.

В рамках концепции первичной профилактики наркозависимости особую актуальность приобретают методы работы с семьями несовершеннолетних группы риска. В качестве примера приведем тренинг, разработанный Н. В. Вострокнутовым, Н. К. Харитоновой, Л. О. Пережогиным и А. Ю. Лесогоровой с соавт. (2003) для работы с семьями подростков группы риска. Этот тренинг подразумевает по крайней мере, не менее 10 (в идеале — до 15) встреч, и может рассматриваться в контексте осуществления семейной терапии несовершеннолетних группы риска. Основной мишенью в рамках коррекции детско-родительских отношений становятся микросоциальные факторы риска.

 

24. Женский алкоголизм (клинико-психологические особенности зависимости, личностные особенности аддикта, особенности и тактики терапии зависимости).

 

Признаки алкозависимости у женщин

Ни для кого не составит трудности выявить среди определенного количества здоровых женщин ту, которая подвластная алкоголю, но в таком случае речь идет уже о серьезной и длительной зависимости.

Женщина изначально боится намного больше быть уличённой в пьянстве нежели мужчина, поскольку женский алкоголизм воспринимается в обществе до сих пор как нечто сродни проституции, а тот же «недостаток» для мужчины не осуждается обществом столь сильно. Именно по этим причинам представительница прекрасного пола будет тщательно скрывать свою «слабость» до тех пор, пока ситуация полностью не выйдет из-под контроля. К тому же женщине трудно признать, что она стала одной из тех, кого сама когда-то осуждала и обходила стороной. Исходя из всего вышесказанного, становится ясно, что при наличии каких-либо подозрений на алкоголизм нужно срочно действовать, а на подозрения могут навести такие признаки, как:

· изменение лица: цвет кожи становится красным, появляются багровые или синюшные пятна, нездоровый блеск глаз, отеки и синяки под глазами;

· волосы выглядят несвежо: сальные и спутанные; они рано седеют и начинают выпадать;

· фигура становится угловатой в результате исчезновения подкожной жировой прослойки;

· возникают проблемы с зубами: они крошатся и выпадают;

· изменения характера;

· крайности во внешнем виде: яркий вульгарный макияж или абсолютное отсутствие признаков женственности и ухода за собой.

Изменения, происходящие в организме пьющей женщины, к сожалению, очень стремительны и безвозвратны. Поэтому чрезвычайно важно выявить зависимость и начать лечение еще на ранней стадии.

 

 

Причины

Кризисные явления, наблюдающиеся в различных сферах общественной жизни, рост преступности и проблемы с самореализацией способны повлиять негативным образом на поведение населения. Наиболее уязвимыми в этой ситуации, как правило, оказываются женщины, и тому есть свое объяснение. Именно слабый пол наиболее подвержен влиянию негативно сложившихся жизненных обстоятельств на свое психоэмоциональное состояние. Как известно, для мужчин не составляет труда выпить немного алкоголя после напряженного трудового дня для снятия усталости и накопившейся напряженности. В то же время для женщин, которые подвержены колоссальным нервным перегрузкам, в отличие от мужчин такое регулярное «снятие стресса» чревато быстрым привыканием, а поскольку современные женщины стараются не афишировать данный способ «релаксации», то он быстро трансформируется в женский алкоголизм со всеми вытекающими последствиями. Помимо стрессовых ситуаций, которые побуждают взяться женщину за рюмку, не менее грозной причиной развития алкоголизма является ее одиночество. Многие женщины, отказывая себе в карьерном росте, посвящают свою жизнь семье и воспитанию детей. И порой случается, что когда дети вырастают, а слегка постаревшая женщина перестает быть интересной своему супругу, она начинает ощущать чувство одиночества. Угнетающие мысли, которые все время ее преследуют, становятся причиной желания уйти от действительности.

 

Симптомы

Замечено, что более всего алкоголизму подвержены женщины наделенные эгоцентризмом, капризностью, неуверенностью в себе и робостью. К симптомам алкоголизма у женщин можно отнести влечение к спиртным напиткам на физиологическом уровне, постоянную непреодолимую тягу к алкоголю, с последующим похмельным синдромом. В психологическом аспекте при этом заболевании выражены изменения личностного характера: женщина становится раздражительна и груба, ее посещают частые депрессии и смена настроения. Кроме того, женский алкоголизм, симптомы которого выражены снижением интеллекта и памяти, может негативно влиять на самореализацию, что побуждает вновь прибегать к приему алкоголя. Во внешности такой особы замечаются также негативные изменения в виде отечности лица и мешков под глазами. Часто такие женщины игнорируют семейные обязанности, а ее облик становится неопрятным и распущенным.

 

Лечение алкоголизма у женщин отличается от терапии зависимости у мужчин. Связано это с природой возникновения влечения. Если для мужчины принятие спиртных напитков связано с отдыхом и расслаблением, то женщины таким образом решают проблемы несостоятельности и низкой самооценки.

Утверждать, что женский алкоголизм неизлечим, конечно, неверно. Между тем, довольно сложно бывает изменить восприятие человека относительно сложившейся у него уверенности в том, что алкоголь – действенное средство для борьбы с тяжелыми формами переживаний.

Сложно изменить также и отношение пациентов к их собственному состоянию и убедить их в необходимости лечения алкоголизма. Именно осознание проблемы, вне зависимости от масштабов ее актуальности, является основным шагом в лечении алкоголизма.

Способы лечения

В целом способы лечения женского алкоголизма можно назвать традиционными. В частности это лечение в условиях:

Ø наркодиспансера,

Ø кодирование,

Ø аверсивная терапия,

Ø психокоррекция.

Также допускается применение методов:

  • народного лечения,
  • гомеопатических препаратов.

Более того, в некоторых случаях возможным является и сочетание методов, на основании чего существует большая вероятность достижения успешных результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: