Литература, фильмы, постановки, сочинения и беседы способствуют профилактике буллинга. Такие формы работы можно использовать как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Это не потребует больших временных затрат, но продемонстрирует позицию школы, даст учащимся повод задуматься и послужит систематическим напоминанием. Если учитель пользуется доверием учеников, то эти профилактические меры бывают весьма эффективными.
Как психолог может помочь "жертве" буллинга?
· Уверить ребенка, что он не виноват в ситуации буллинга.
· Рекомендовать по возможности находиться в группе других ребят.
· Дать понять ребенку, ставшему "жертвой" буллинга, что его ценят. Очень часто
такие дети не верят, что они способны кому-то нравиться.
· Глядя в зеркало, научить ребенка спокойно и уверенно говорить "нет" или "оставь меня в покое". Таким образом, "агрессор" ищущий в "жертве" признаки слабости, получает решительный отпор.
· Помочь ребенку научиться ходить, держа себя прямо, уверенно, решительно, вместо того, чтобы передвигаться ссутулившись, боязливо озираясь и т. п.
|
|
· Научить ребенка использовать юмор. Отвечать на агрессию при помощи шуток, смешных стишков, анекдотов. Очень трудно обидеть того человека, который не хочет принимать издевательства всерьез.
· Помочь ребенку избавляться от плохих привычек, являющихся причиной буллинга (например, привычке ковыряться в носу, ябедничать, скидывать с парты вещи других детей и т.п.).
· Поддержать школьника, опираясь на его положительные личностные качества характера и способности. Можно, например, дать такому ученику какое-то поручение в классе, с которым он хорошо справиться, чтобы повысить его уважение к себе и получить признание со стороны других ребят.
Для выявления буллинга в классе можно провести анонимное анкетирование и опрос учащихся. Анкеты и опросники см. в Приложении 9.
Структура психологической программы по профилактике буллинга
Педагогом-психологом школы может быть разработана программа по профилактике буллинга, которая в подростковом возрасте может быть направлена на решение следующих задач:
- снижение агрессивных и враждебных реакций;
- оптимизацию межличностных и межгрупповых отношений;
- формирование навыков конструктивного реагирования в конфликте;
- развитие толерантности, эмпатии.
Структура занятия:
1. Вводная часть – набор упражнений, способствующих активации участников группы, созданию благоприятной атмосферы, повышению сплоченности.
2. Основной этап – беседы, игры, упражнения, помогающие понять и усвоить тему занятия.
|
|
3. Рефлексия – в конце каждого занятия участники делятся своими чувствами, впечатлениями и мыслями.
Основу программы составляют различные игры и упражнения. В приложении содержатся игры, которые можно использовать при составлении программ. Педагог-психолог по своему усмотрению может их группировать и сочетать – в зависимости от целей, которые он поставил, работая со школьниками по проблеме профилактики буллинга.
Примеры составления занятий по предотвращению буллинга в школе для подростков и педагогов