Вся группа сидит в кругу. Тренер просит всех рассчитаться на «яблоки», «бананы», «мандарины» и «апельсины».
После того как это будет сделано, тренер говорит «поменяться местами всем «бананам» — и все «бананы» должны встать и найти себе новое место.
Пока все меняются местами, тренер может занять чье-то место, и этот человек становится новым водящим, который просит поменяться местами все «яблоки», «мандарины» и т.д.
Если ведущий говорит «фруктовый салат», то местами меняются все.
Тестирование
Ведущий раздает участникам бланки тестов «Шкала склонности к агрессии и насилию теста «Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел)», «Опросник социальной эмпатии», «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В. В. Бойко)» и просит их ответить на вопросы.
Рефлексия и завершение
• Что нового вы сегодня узнали?
• Чему вы сегодня научились?
Пример составления занятия для педагогов
Занятие 1. Насилие в детских отношениях
Цель: формирование негативного отношения к школьному насилию.
|
|
Приветствие.
Просмотр фильма «Класс» («Чучело» или другого фильма о травле в школе).
Обсуждение фильма.
Вопросы для обсуждения:
• Какие чувства вы испытывали, когда смотрели фильм?
• Какие желания, побуждения у вас возникали? Что вам захотелось сделать?
• Сталкивались ли вы с похожими ситуациями в своей жизни? Если да, как вы себя в них вели? Какова была ваша роль: жертвы, преследователя, безучастного свидетеля, соучастника, защитника? Как бы вы хотели вести себя в подобных ситуациях, если они повторятся?
• Были ли подобные ситуации в образовательном учреждении? За что в этих случаях отвергали детей? Какими личностными характеристиками они обладают? Какими личностными характеристиками обладают отвергающие?
• Как вы реагировали? Что в этих случаях вы можете сделать как педагог?
Дискуссия о детском насилии
Задание участникам: «Вспомните и опишите ситуации жестокого обращения с детьми, известные вам из собственного педагогического и детского опыта».
Вопросы для обсуждения:
• С какими реальными ситуациями буллинга в школе вы сталкивались? В чем они проявлялись? Какие чувства вы при этом испытывали?
• Что делали в этих случаях педагоги?
• Каковы последствия насилия в детских отношениях?
• Как можно предотвратить и преодолеть жестокость в отношениях между детьми?
Ролевая игра «Буллинг в школе»
Участникам предлагается ролевое разыгрывание самой значимой из описанных ими ситуаций жестоких отношений между детьми. Один из них играет роль ребенка-изгоя, другие – преследователей, соучастников, безучастных свидетелей. Затем участникам предлагается внести в разыгрываемую ситуацию такие изменения, которые позволят прекратить насилие.
|
|
Вопросы для обсуждения:
• Что вы испытывали в роли жертвы (обидчика, наблюдателя)?
• Какие мысли приходили вам в голову?
• Какие желания у вас возникали?
• Что вам хотелось изменить в разыгрываемой ситуации и как вы это сделали?
• Как эта игра соотносится с вашей реальной жизнью?
• Какое она окажет влияние на вашу педагогическую деятельность?
Рефлексия и завершение
• Что нового вы сегодня узнали?
• Чему вы сегодня научились?
• Как вы это будете использовать в своей педагогической практике?
Прощание.
Приложение 1