Занятия для подростков

Занятие 1. Выражение и понимание потребностей

Цель: формирование навыков конструктивного выражения своих потребностей и понимания потребностей другого человека как предпосылки для предотвращения жестокого обращения с детьми.

Приветствие.

Упражнение «Я хочу!»

Ведущий раздает участникам раздаточный материал: «Пожелание и предложение» (см. приложение 3).

Ведущий предлагает участникам выбрать партнера из группы, представить его в роли значимого человека и открыто сообщить ему о своих желаниях (обратиться к нему с просьбами и пожеланиями): «Я хочу, чтобы ты…», «Сделай для меня, пожалуйста…». Обязательно нужно включить в сообщение высказывание о своих потребностях, например: «У меня болит спина. Сделай мне, пожалуйста, массаж», «Я хочу спать. Пожалуйста, сделай музыку тише».

Затем каждый участник выбирает партнера из группы, представляет его в роли значимого человека и делает ему предложение, что бы он хотел сделать с ним совместно. В сообщение обязательно включается высказывание о своих потребностях и вопрос о потребностях партнера, например: «Я хочу есть. А ты? Давай приготовим обед», «Хочется подышать свежим воздухом. А тебе? Давай погуляем в парке», «Я хочу выпить кофе с печеньем. А ты что хочешь? Предлагаю тебе сходить за печеньем, а я сварю кофе». Если партнер имеет потребности, отличные от потребностей участника, они совместно ищут решение, которое будет соответствовать желаниям обоих.

Вопросы для обсуждения:

• Что было для вас самым сложным в этом упражнении?

• Какие аналогичные трудности вы испытываете в реальной жизни?

• Каким образом можно узнать о своих потребностях и о потребностях партнера?

• Как можно удовлетворить свои потребности, зависящие от партнера?

• Как вы будете использовать опыт, полученный в упражнении?

Упражнение «Права и требования»

Ведущий раздает участникам раздаточный материал «Права и требования» (см. приложение 4).

Задание участникам: «Вспомните ситуацию (желательно актуальную, но можно привести и ту, что имела место в прошлом), в которой были нарушены, ограничены ваши права, свобода выбирать и действовать. Разыграйте эту ситуацию с другим участником группы сначала такой, какой она была в действительности. Что вы испытывали? Что вам хотелось бы изменить? Теперь разыграйте эту же ситуацию по-новому, отстояв свои права. Будьте настойчивы, не поддавайтесь на провокации (партнер использует манипулирование и доминирование, например, пытается вызвать чувство вины, делает комплименты, приказывает, угрожает, умоляет…). Уверенно настаивайте на своем во что бы то ни стало. Обязательно открыто говорите партнеру о своих потребностях и описывайте свои чувства».

Вопросы для обсуждения:

• Что вы испытывали?

• Что вызвало наибольшие трудности?

• Чего вы боялись?

• Можно ли применить то, что вы сейчас делали, в реальной жизни и каким образом?

• Как вы это будете делать?

• Каковы возможные последствия?

• Если они будут отрицательными, как вы их будете преодолевать?

Упражнение «Отказ»

Ведущий раздает участникам раздаточный материал «Отказ» (см. приложение 5).

Задание участникам: «Вспомните ситуацию общения с кем-нибудь из окружающих, в которой вам обычно трудно отказывать. Разыграйте эту ситуацию с другим участником группы сначала такой, какой она бывает в действительности. Что вы испытывали? Что вам хотелось бы изменить? Теперь разыграйте эту же ситуацию по-новому, отказав партнеру или выразив свое несогласие с ним».

Вопросы для обсуждения:

• Что вам труднее всего далось, когда вы отказывали?

• Что вы испытывали, когда отказывали?

• К каким ситуациям в вашей реальной жизни можно применить опыт, полученный в данном упражнении?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: