Неудовлетворение потребностей, зависящих от других людей, лежит в основе межличностных конфликтов. Другие люди могут либо способствовать, либо мешать удовлетворению наших потребностей. Для того, чтобы окружающие узнали о наших желаниях, нужно прямо сказать им об этом. Люди не умеют читать мысли друг друга, поэтому не стоит ждать, когда они догадаются о том, чего мы хотим, и следует в словесной форме заявить им о своих интересах. Замалчивание своих желаний при наличии противоречий между потребностями партнеров создает опасную иллюзию согласия, в результате чего сохраняются длительно не разрешаемые конфликты и накапливается фрустрация, эмоциональное напряжение. О потребностях партнера можно узнать, задав ему прямой вопрос о его желаниях, например: «Чего хочется тебе?», «Что хочешь ты?»
Пожелание – сообщение о собственных потребностях, желаниях, интересах, и описание ожидаемых от партнера действий, направленных на их удовлетворение. Например: «Я хочу уйти сейчас же. Пойдем со мной», «Я хочу пить. Передай мне бутылку с водой», «Мне холодно. Укрой меня одеялом».
|
|
Предложение – сообщение о желательных совместных действиях с партнером, направленных на удовлетворение потребностей каждой из сторон.
Приложение 4
ПРАВА И ТРЕБОВАНИЯ
Утверждение своих прав и выдвижение требований включает в себя:
• напоминание партнеру о том, какие намерения он высказал прежде;
• описание того, что он сделал в действительности;
• описание ожидаемых действий партнера.
Например: «Из ваших слов я понял, что сегодня вы будете при деньгах. Теперь вы опять говорите, что денег у вас нет. Я хочу, чтобы вы вернули мне деньги в течение недели».
Приложение 5
ОТКАЗ
Отказ в конструктивной форме соответствует следующей схеме действий:
• осознайте и выразите понимание позиции и чувств партнера;
• сообщите ему о собственной позиции: начните отказ с местоимения «я», «мне»; опишите свой отказ конкретно («Я не хочу…», «Я не буду…», «Я не стану…», «Я отказываюсь…»); обоснуйте свой отказ («Потому что…», «Поскольку…», «Из-за того что…»).
Требования к невербальному поведению: быть спокойным и решительным, говорить громко и ясно, смотреть в глаза своему собеседнику. Например: «Я знаю, что тебе хочется пойти со мной, но в этот раз я хочу быть там один»; «Я понимаю, что вы хотите застраховать как можно больше людей, но меня страховки не интересуют. До свидания».
Приложение 6
КРИТИКА И ЗАМЕЧАНИЯ
Конструктивная форма критики и замечаний включает описание:
• действий партнера и их последствий;
• собственных чувств в связи с этими действиями;
|
|
• собственных пожеланий.
Например: «Вчера вечером ты опять не помыл посуду. И вот сегодня я прихожу домой вместе с гостем и вижу гору грязной посуды. Представляешь, как мне было стыдно. Я хочу, чтобы свою часть работы по дому ты делал вовремя».
Приложение 7
АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ
Активное слушание – вовлечение партнера в беседу с целью правильно понять его потребности, чувства и мысли. Слушатель старается понять, что означает сообщение говорящего. Парафраз включает предположение или утверждение слушателя о потребностях, чувствах, мыслях говорящего. Например: «Когда будет готов обед?» – «Ты хочешь поесть, чтобы успеть погулять?»; «В этом году у меня противная учительница. Она мне не нравится». – «Я вижу, ты действительно разочарован своей учительницей».
Если слушатель побуждает говорящего открыто выражать свои чувства и принимает их, то это позволяет говорящему:
• пережить катарсис, обнаружить беспокоящие эмоциональные переживания и освободиться от них;
• избавиться от страха перед негативными чувствами и принять их благодаря пониманию того, что они не постоянны, преходящи;
• провести анализ своей проблемы и найти ее конструктивное решение именно благодаря ее проговариванию, а не просто обдумыванию;
• принять ответственность за решение своей проблемы и развить самоконтроль и независимость;
• выработать умение выслушивать точку зрения другого человека.
Слушателю же удастся:
• принять партнера как отдельного, уникального человека со своей жизнью и своим восприятием мира;
• создать близость, проявить доверие, заботу, любовь по отношению к партнеру.
Для активного слушания слушателю нужно:
• проявить желание понять говорящего и потратить на это время;
• временно отвлечься от собственных мыслей и чувств и слушать только передаваемое говорящим сообщение;
• проявить готовность узнать об опыте партнера и изменить собственное мнение.
Приложение 8
Игры и упражнения