Задание участникам: «На листе бумаги начертите пять колонок. Название первой колонки – «Гнев», в ней напишите, почему вы испытываете гнев, обиду, раздражение по отношению к партнеру. Вторая колонка называется «Печаль», в ней напишите, из-за чего вы испытываете печаль или разочарование по отношению к партнеру. Третья колонка посвящена страху. В четвертой под названием «Сожаление» выскажите смущение, сожаление о чем-то, попросите прощения, извинитесь перед партнером. В пятой колонке напишите о любви, о том, как вы цените своего партнера, о своих пожеланиях на будущее. После этого сами попытайтесь ответить на свое же письмо. Обычно люди пишут именно те фразы, которые хотят услышать от своего партнера: «Я все понимаю», «Мне жаль», «Ты заслуживаешь большего»».
Вопросы для обсуждения:
• Что вы испытывали, выполняя это упражнение?
• Какие трудности вам встретились?
• Как вы их преодолевали?
• Чему вы научились?
• Как это можно применять в отношениях с другими людьми?
Упражнение «Похвала»
|
|
Задание участникам: «Похвалите своего партнера (присутствующего члена группы или отсутствующего здесь близкого человека, коллегу и др.) таким образом, чтобы в похвале не было манипулирования или доминирования, желания уколоть, скрытой или открытой цели что-то получить от партнера. Просто похвалите его, не преследуя корыстных целей, за то хорошее, что он сделал для вас, для себя, для других людей. Исключите обобщения и хвалите конкретный поступок, действие, описывая его. Начните похвалу с описания своих чувств: «Я рад…», «Я горжусь тем, что ты…», «Я восхищена…», «Мне очень нравится…», «Я испытываю удовольствие, когда ты…»».
Вопросы для обсуждения:
• Что было самым сложным для вас в этом упражнении?
• Какие побуждения у вас возникали во время выполнения упражнения?
• Как вы справились с трудностями?
• Какой новый опыт вы вынесли из упражнения?
Домашние задания
Ведущий дает участникам домашние задания (см. приложение 2).
Рефлексия и завершение
• Что нового вы сегодня узнали?
• Чему вы сегодня научились?
• Как вы это будете использовать в своей жизни?
Приложение 9
Анкета
Дорогой друг!
С помощью этой анкеты мы хотели бы выяснить следующее: как часто тебе приходится сталкиваться с жестоким или несправедливым отношением к тебе со стороны родителей, учителей и сверстников.
Анкета анонимна - указывать свою фамилию не обязательно!!
Отвечая на каждый вопрос анкеты:
- внимательно прочитай все возможные варианты ответов;
- отмечая вариант своего ответа, поставь «Х» рядом с ответом;
- если ни один из вариантов не подходит тебе, то напиши свой ответ.
|
|
Спасибо за помощь в работе!
1. Отметь свой пол: м ж Сколько тебе лет? __________
2. Сколько человек в твоей семье? __________
Отметь всех, кто живет с тобой:
Мама
Папа
Бабушка
Дедушка
Отчим
Мачеха
Тетя
Дядя
Братья
Сестры
3. Отметь, к какой социальной категории ты можешь отнести тех, кто тебя воспитывает:
Мама_______
Папа_______
- рабочие
- служащие
- безработные
- имеет свое дело
- пенсионер
- инвалид