Теория равновесной цены (А. Маршалл)

Производитель и покупатель влияют на стоимость товара. Цена формируется на рынке

(денежное выражение стоимости).

 

14. Альтернативная стоимость.

 

15. Спрос и величина спроса

 

рынке)

Опр. Спрос — обобщающая категория, термин, который описывает фактическое и

потенциальное поведение покупателей товаров.

Фактически, спрос — это то количество товара, которое потребитель готов приобрести за

некоторый период времени.

Цена спроса — максимально возможная цена, по которой покупатель все еще готов купить

товар.

Рыночная цена не может превышать цену спроса, иначе товар не будет продан.

Закономерность: Закон спроса: при прочих равных условиях как правило чем меньше цена

товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем

меньше потребитель готов его купить.

Случаи нетипичного поведения потребителей в рамках закона спроса:

1) Эффект Гиффена. Наращивается спрос при увеличении цены (боязнь будущего

повышения цен);

2) Эффект Веблена. Действителен по отношению к престижным товарам, которые

характеризуют социально-политический статус обладателя. Чем выше цена на такой товар —

тем выше спрос.

Неценовые факторы спроса (неценовые детерминанты):

1. Доход. Рост доходов приведет к увеличению объема спроса. Исключение: при

снижении доходов спрос на некачественные товары может возрасти.

2. Цены взаимосвязанных товаров.

1. Взаимозаменяемые товары (субституты). При росте цены на один товар

увеличивается спрос на другой;

2. Взаимодополняющие товары (комплиментарные). Рост цены на один товар

приведет к снижению спроса на другой (Наприм. бензин и автомобили).

3. Вкусы и предпочтения потребителей;

4. Ожидание будущих цен;

5. Запасы товара у пользователей;

6. Время, затраченное на потребление;

7. Число покупателей.

 

16. Предложение и величина предложения.

 

Опр: Предложение — обобщенный термин, характеризующий поведение продавцов товаров.

Фактически, предложение — то количество товаров, которое продавцы готовы продать за

данный период времени.

Факторы, влияющие

 

1) Цена товара.

• Опр: Цена предложения — минимальная цена, по которой продавец готов продать

товар. (Цена предложения не может быть выше рыночной цены).

2) Издержки производства товаров.

• Цена предложения равна предельным издержкам производства, само предложение

зависит от цен на ресурсы, задействованные при изготовлении товара.

Закон предложения: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения;

со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают

влияние как ценовые, так и неценовые факторы.

Детерминанты предложения:

1. Цены на ресурсы, из которых произведен данный товар. (при возрастании цен на

ресурсы кривая предложения перемещается вверх);

2. Технологии. При улучшении технологии снижаются предельные издержки и кривая

предложения сдвигается вниз;

3. Налоги на товары;

4. Цены на другие товары;

5. Ожидание изменения цен в будущем;

6. Число покупателей.

 

17. Формирование рыночной цены. Дефицит и перепроизводство.

 

Спрос и предложение связаны следующим соотношением: величина предложения есть

функция от величины спроса.

Равновесная цена — такая цена, при которой величина спроса равна величине предложения.

Рассмотрим график

 

Точка E соответствует равновесной цене. Предположим, что цена на товар равна P3. Тогда

возникает избыток спроса (ему соответствует отрезок CF), и продавцы, заметив, что спрос

превышает предложение, поднимут цену. Далее, если цена равна P2, то возникает избыток

предложения (отрезок AB) и продавцы вынуждены снизить цену. Таким образом

естественные действия покупателей и продавцов смещают текущую цену в сторону

равновесной цены P1.

Воздействие спроса и предложения на равновесную цену изображено на графике:

 

 

Падение спроса приводит к снижению равновесной цены и соответствующего количества

товара.

Увеличение спроса приводит к повышению равновесной цены и соответствующего

количества товара.

Падение предложения ведет к снижению равновесной цены и увеличению

соответствующего количества товара.

Увеличение предложения приводит к повышению равновесной цены и уменьшению

соответствующего количества товара.

 

18. Эластичность спроса и предложения.

 

Эластичность спроса - характеризует скорость изменения величины спроса в зависимости

от изменения цены (или изменения дохода (эластичный спрос по доходу)). В целом

показывается на сколько % изменится одна переменная экономическая величина при

изменении другой переменной величины на 1%.

Ep=|ΔQp/ΔP|

1) Ep>1 - товар с относительно эластичным спросом (скорость изменения спроса больше, чем

скорость изменения цены)

2) Ep<1 - товар с относительно не эластичным спросом

3) Ep=1 - товары с единичным эластичным спросом

4) Ep=inf - товары с абсолютно эластичным спросом (кривая спроса строго горизонтальна)

5) Ep=0 - товары с абсолютно не эластичным спросом (кривая спроса строго вертикальна)

Факторы:

а) наличие товаров-заменителей - чем их больше, тем Ep больше

б) фактор времени - для товаров длительного пользования Ep будет ниже, чем для товаров

текущего потребления

в) значимость того или иного товара для потребителя - Ep ниже для товаров первой

необходимости (хлеб, соль)

Эластичность предложения - характеризует чувствительность, реакцию предложения на

изменение цены товара (насколько % изменится предложение товара при изменении цены на

1%)

Es=|ΔQs/ΔP|

1) Es>1 - товар с относительно эластичным предложением (скорость изменения предложения

больше, чем скорость изменения цены)

2) Es<1 - товар с относительно не эластичным предложением

3) Es=1 - товары с единичным эластичным предложением

4) Es=inf - товары с абсолютно эластичным предложением (кривая предложения строго

горизонтальна)

5) Es=0 - товары с абсолютно не эластичным предложением (кривая предложения строго

вертикальна)

Факторы:

1) способность к длительному хранению и стоимость хранения - если долго хранится и

цена хранения низкая, то Es на этот товар будет высокой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: