Производитель и покупатель влияют на стоимость товара. Цена формируется на рынке
(денежное выражение стоимости).
14. Альтернативная стоимость.
15. Спрос и величина спроса
рынке)
Опр. Спрос — обобщающая категория, термин, который описывает фактическое и
потенциальное поведение покупателей товаров.
Фактически, спрос — это то количество товара, которое потребитель готов приобрести за
некоторый период времени.
Цена спроса — максимально возможная цена, по которой покупатель все еще готов купить
товар.
Рыночная цена не может превышать цену спроса, иначе товар не будет продан.
Закономерность: Закон спроса: при прочих равных условиях как правило чем меньше цена
товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем
меньше потребитель готов его купить.
Случаи нетипичного поведения потребителей в рамках закона спроса:
1) Эффект Гиффена. Наращивается спрос при увеличении цены (боязнь будущего
повышения цен);
2) Эффект Веблена. Действителен по отношению к престижным товарам, которые
|
|
характеризуют социально-политический статус обладателя. Чем выше цена на такой товар —
тем выше спрос.
Неценовые факторы спроса (неценовые детерминанты):
1. Доход. Рост доходов приведет к увеличению объема спроса. Исключение: при
снижении доходов спрос на некачественные товары может возрасти.
2. Цены взаимосвязанных товаров.
1. Взаимозаменяемые товары (субституты). При росте цены на один товар
увеличивается спрос на другой;
2. Взаимодополняющие товары (комплиментарные). Рост цены на один товар
приведет к снижению спроса на другой (Наприм. бензин и автомобили).
3. Вкусы и предпочтения потребителей;
4. Ожидание будущих цен;
5. Запасы товара у пользователей;
6. Время, затраченное на потребление;
7. Число покупателей.
16. Предложение и величина предложения.
Опр: Предложение — обобщенный термин, характеризующий поведение продавцов товаров.
Фактически, предложение — то количество товаров, которое продавцы готовы продать за
данный период времени.
Факторы, влияющие
1) Цена товара.
• Опр: Цена предложения — минимальная цена, по которой продавец готов продать
товар. (Цена предложения не может быть выше рыночной цены).
2) Издержки производства товаров.
• Цена предложения равна предельным издержкам производства, само предложение
зависит от цен на ресурсы, задействованные при изготовлении товара.
Закон предложения: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения;
со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают
|
|
влияние как ценовые, так и неценовые факторы.
Детерминанты предложения:
1. Цены на ресурсы, из которых произведен данный товар. (при возрастании цен на
ресурсы кривая предложения перемещается вверх);
2. Технологии. При улучшении технологии снижаются предельные издержки и кривая
предложения сдвигается вниз;
3. Налоги на товары;
4. Цены на другие товары;
5. Ожидание изменения цен в будущем;
6. Число покупателей.
17. Формирование рыночной цены. Дефицит и перепроизводство.
Спрос и предложение связаны следующим соотношением: величина предложения есть
функция от величины спроса.
Равновесная цена — такая цена, при которой величина спроса равна величине предложения.
Рассмотрим график
Точка E соответствует равновесной цене. Предположим, что цена на товар равна P3. Тогда
возникает избыток спроса (ему соответствует отрезок CF), и продавцы, заметив, что спрос
превышает предложение, поднимут цену. Далее, если цена равна P2, то возникает избыток
предложения (отрезок AB) и продавцы вынуждены снизить цену. Таким образом
естественные действия покупателей и продавцов смещают текущую цену в сторону
равновесной цены P1.
Воздействие спроса и предложения на равновесную цену изображено на графике:
Падение спроса приводит к снижению равновесной цены и соответствующего количества
товара.
Увеличение спроса приводит к повышению равновесной цены и соответствующего
количества товара.
Падение предложения ведет к снижению равновесной цены и увеличению
соответствующего количества товара.
Увеличение предложения приводит к повышению равновесной цены и уменьшению
соответствующего количества товара.
18. Эластичность спроса и предложения.
Эластичность спроса - характеризует скорость изменения величины спроса в зависимости
от изменения цены (или изменения дохода (эластичный спрос по доходу)). В целом
показывается на сколько % изменится одна переменная экономическая величина при
изменении другой переменной величины на 1%.
Ep=|ΔQp/ΔP|
1) Ep>1 - товар с относительно эластичным спросом (скорость изменения спроса больше, чем
скорость изменения цены)
2) Ep<1 - товар с относительно не эластичным спросом
3) Ep=1 - товары с единичным эластичным спросом
4) Ep=inf - товары с абсолютно эластичным спросом (кривая спроса строго горизонтальна)
5) Ep=0 - товары с абсолютно не эластичным спросом (кривая спроса строго вертикальна)
Факторы:
а) наличие товаров-заменителей - чем их больше, тем Ep больше
б) фактор времени - для товаров длительного пользования Ep будет ниже, чем для товаров
текущего потребления
в) значимость того или иного товара для потребителя - Ep ниже для товаров первой
необходимости (хлеб, соль)
Эластичность предложения - характеризует чувствительность, реакцию предложения на
изменение цены товара (насколько % изменится предложение товара при изменении цены на
1%)
Es=|ΔQs/ΔP|
1) Es>1 - товар с относительно эластичным предложением (скорость изменения предложения
больше, чем скорость изменения цены)
2) Es<1 - товар с относительно не эластичным предложением
3) Es=1 - товары с единичным эластичным предложением
4) Es=inf - товары с абсолютно эластичным предложением (кривая предложения строго
горизонтальна)
5) Es=0 - товары с абсолютно не эластичным предложением (кривая предложения строго
вертикальна)
Факторы:
1) способность к длительному хранению и стоимость хранения - если долго хранится и
цена хранения низкая, то Es на этот товар будет высокой