Особенности производства продукции

3) временный фактор - насколько быстро можно расширить производство

 

19. Полезность блага. Теория предельной полезности.

 

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР — решение потребителя о приобретении или каком-либо

способе потребления некоторого блага (товара или услуги).

Полезностью называют удовлетворение, которое получают потребители от потребления того

или иного товара (услуги).

Оценивая полезность для себя приобретения того или иного товара, потребитель решает,

стоит ли его покупать.

Различают полезность общую и предельную.

Общая полезность — удовлетворение, связанное с потреблением определенного вида товара

(услуги).

Предельная полезность — прирост общей полезности в результате приобретения

дополнительной единицы определенного вида товара (услуги).

Измеримость полезности предполагает, что потребитель может определить для себя при

своем выборе как общую, так и предельную полезность блага. Есть ли количественное

измерение этого наилучшего выбора?

Экономическая теория предлагает два варианта ответа на этот вопрос: каpдиналистский

(количественный) и оpдиналистский (порядковый).

Кардиналистский подход исходит из того, что рациональный потребитель может не только

определить тот факт, что одно благо полезнее другого, но и указать, насколько полезнее,

придав количественное значение предельным полезностям, получаемым при потреблении.

Была даже предложена попытка найти единицу измерения – ютиль. А затем на основе цен

этих благ и определенных полезностей определить самый лучший вариант выбора.

Рациональность поведения потребителя заключается в том, чтобы максимизировать

полезность для себя набора товаров, приобретаемого на свой денежный доход.

Принцип максимизации полезности: приобретая набор товаров (услуг), каждый потребитель

должен распределить свой денежный доход таким образом, чтобы полезность, полученная от

последней денежной единицы, израсходованной на приобретение того или иного товара

(услуги), была одинаковой. Математически этот принцип можно представить в виде

уравнения MUx/MUy = Px/Py, где MU означает предельную полезность товара, а P -

стоимость (для х и у).

Правая часть уравнения отражает соотношение цен двух товаров, которые не зависят от

поведения отдельного покупателя, левая часть — субъективные оценки отдельного

покупателя о предельной полезности товаров х и у.

Оpдиналистский подход предполагает, что потребитель всегда может сравнить по

полезности два набора товаров (но не обязательно может оценить полезность числом): он

либо предпочитает один набор благ другому, либо они для него равноценны, тогда он

безразличен в выборе между ними:

набор Х1 > набора Х2;

набор Х1 < набора Х2;

набор Х1 = набору Х2.

В этом подходе опять же предполагается разумность потребителя, который не станет

покупать набор товаров, полезность которого ниже.

 

20. Кривые безразличия, линия бюджетных ограничений, потребительский выбор.

 

Графическое изображение различных комбинаций двух экономических благ, имеющих

одинаковую полезность для потребителя, называется кривой безразличия (U). Множество

кривых безразличия одного потребителя образуют карту безразличия. При этом чем правее и

выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят

представленные ею комбинации двух благ. Информацию же о наиболее выгодном наборе

продуктов для потребителя дает линия бюджетного ограничения, уравнение которой можно

записать следующим образом:

I = P1*Q1 + P2*Q2, где

I – доход потребителя;

P1; P2 – цена товаров А и Б;

Q1; Q2 – количество товаров А и Б.

Точка касания кривой безразличия с линией бюджетного ограничения показывает положение

равновесия потребителя (оптимум потребителя).

Оно достигается, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам

равны: MU1: P1 = MU2: P2

21. Особенности потребительского спроса.

 

Влияние на потребительский выбор цен и дохода описывается с помощью эффектов дохода и

замещения.

Эффект дохода – увеличение потребления нормального блага в результате падения его цены

за счет увеличения реального дохода, вызванного снижением цены, и наоборот, сокращение

потребления нормального блага в результате роста его цены за счет сокращения реального

дохода, вызванного ростом цен.

Эффект замещения - реакция потребителя на повышение цены нормального блага,

входящего в потребительскую корзину, приводящая к сокращению покупки подорожавшего

блага и к увеличению покупки благ, которые могут заменить подорожавшие.

Функциональный спрос – спрос на товар, обусловленный качествами товара.

Нефукциональный спрос – спрос, обусловленный факторами, не связанный с самим товаром.

Особое значение при нефункциональном спросе имеют случаи взаимного влияния рыночного

и индивидуального спроса, которые американский экономист Х.Лейбенстайн назвал

эффектом присоединения к большинству (потребитель покупает то же, что и другие

потребители), эффект сноба (стремление выделиться из толпы) и эффект Веблена

(престижное или демонстративное потребление).

Функциональный и нефункциональный спрос в экономической теории часто соотносят с

нормальным и аномальным поведением потребителя.

Нормальное поведение потребителя описывается законом спроса. Иными словами, при

растущей цене на определенный продукт его потребление, как правило, будет уменьшаться.

При падении цены потребитель будет покупать товары в большем количестве.

Аномальное поведение потребителя означает то, что поведение потребителя не

предсказуемом, он реагирует на процессы рынка совершенно иначе, чем большинство его

агентов. Этим в частности можно объяснить стремление покупать недвижимость даже при

растущих ценах в условиях инфляции.

Важно отметить, что при любом поведении потребителя его главным принципом

деятельности является максимизация общей полезности в условиях ограниченных ресурсов.

 

22. Фирма – основное звено экономической системы.

 

Фиxрма представляет собой организацию, владеющею одним или несколькими

предприятиями и использующую экономические ресурсы для производства товаров и

оказания услуг, с целью получения прибыли. - это организационная структура бизнеса,

предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только

юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Различные школы

экономической науки по-разному трактуют определение фирмы как категории.

Традиционная экономическая теория. Фирма - это производственно-

технологическая система, конгломерат людей и машин, она представляется "чёрным

ящиком", на входе в который сосредотачиваются различные ресурсы и технология, а

на выходе получается готовый продукт. Что происходит внутри - несущественно.

Неоинституционалистский подход.(Р. Коуз) Интересен механизм возникновения

фирмы: "Зачем нужна фирма, если есть рынок?"(ведь собственники ресурсов могут и

сами торговать на рынке). Имеет место фактор издержек трансакций(обычно

принимавшихся равными нулю).(Трансакционные издержки – это издержки ведения

сделок: информационные, издержки измерения качества товаров и услуг, на

разработку правил ведения контрактов, издержки уклонения от ответственности за

выполнение обязательств по сделкам и т. д.) Как следствие, фирма трактуется как

совокупность взаимовыгодных контрактов (т.е., её появление обусловлено

существованием издержек рыночного механизма). Путём создания фирмы можно

сэкономить на определённых издержках рыночного механизма.

 

23. Типы контрактов.

 

24. Основные формы деловых предприятий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: