Правомочий собственности

 

4. Формы собственности.

 

Формы собственности:

1. Частная (индивидуальная) — исключительное право собственности,

принадлежащее одному лицу;

2. Коллективная — права принадлежат некому сообществу людей, они контролируют

доступ к ресурсу к продукту;

3. Кооперативная (коммунальная) — возникает на основе кооперативов (широко

распространена)

4. Государственная — исключительное право собственности принадлежит государству,

вернее, тем, кто государство контролирует;

5. Общая (общественная) — свободный доступ к ресурсам и продуктам.

 

5. Трансакционнные издержки.

 

Интересен механизм возникновения

фирмы: "Зачем нужна фирма, если есть рынок?"(ведь собственники ресурсов могут и

сами торговать на рынке). Имеет место фактор издержек трансакций(обычно

принимавшихся равными нулю).(Трансакционные издержки – это издержки ведения

сделок: информационные, издержки измерения качества товаров и услуг, на

разработку правил ведения контрактов, издержки уклонения от ответственности за

выполнение обязательств по сделкам и т. д.) Как следствие, фирма трактуется как

совокупность взаимовыгодных контрактов (т.е., её появление обусловлено

существованием издержек рыночного механизма). Путём создания фирмы можно

сэкономить на определённых издержках рыночного механизма.

 

6. Социально-экономические системы.

 

Экономическая система - совокупность взаимосвязанных экономических элементов,

образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство

отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена, потребления

экономических благ.

Виды экономических систем:

1) По механизму хозяйства (методам решения экономических проблем):

а) Традиционная

б) Командно-административная

в) Рыночная

г) Смешанная

2) По отношениям собственности (у Марксизма):

а) Первобытно-общинный

б)Феодальный

в) Капитализм

г) Социализм

д) Коммунизм

 

7. Натуральное и товарное хозяйство.

 

 

8. Разделение труда.

 

Разделение труда — исторически сложившийся процесс обособления, видоизменения, закрепления отдельных видов трудовой деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.

Различают:

- общее разделение труда по отраслям общественного производства;

- частное разделение труда внутри отраслей;

- единичное разделение труда внутри организаций по технологическим, квалификационным и функциональным признакам.

Является причиной повышения общей производительности труда организованной группы специалистов (синергетический эффект) за счет:

  • Выработки навыков и автоматизма совершения простых повторяющихся операций
  • Сокращения времени, затрачиваемого на переход между различными операциями

Концепция разделения труда довольно полно описана Адамом Смитом в первых трех главах своего пятитомного трактата «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Выделяют общественное разделение труда — распределение в обществе социальных функций между людьми — и международное разделение труда.

Общественное разделение труда - это разделение труда прежде всего на труд производительный и управленческий. (Ф.Энгельс "Анти-Дюринге" соч., т.20,стр.293) по материалам КОБ

 

 

9. Рынок. Типы рынков.

 

Рынок представляет собой особую форму обмена..

Опр.1: институт, механихм, сводящий вместе покупателей и продавцов товаров и услуг.

Опр.2: пакет соглашений, при помощи которых продавцы и покупатели товаров и услуг

вступают в контакт по поводу купли-продажи данных товаров и услуг.

По характеру контакта можно выделить следующие виды рынков:

• 1. Личный контакт;

• 2. Безличный контакт;

• 3. Контакт через посредника.

По географическому положению и масштабу:

• 1. Локальные (местные) рынки;

• 2. Национальные рынки;

• 3. Международный (мировой) рынок.

По степени ограничения конкуренции:

• 1. Свободный рынок;

• 2. Рынок монополистической конкуренции;

• 3. Олигопольный рынок;

• 4. Монополистический рынок.

По характеру продаж:

• 1. Биржевой;

• 2. Оптовый;

• 3. Розничный.

По экономическому назначению объектов рыночных отношений:

• 1. рынок товаров и услуг;

• 2. рынок средств производства;

• 3. рынок труда;

• 4. рынок инвестиций;

 

10. Достоинства и недостатки рынка.

 

1. Рыночный механизм ориентирует производство именно на удовлетворение нужд

потребителя;

2. Создается прочная и действенная система обратных связей (рыночный механизм

создает мощную сигнальную систему для экономических субъектов, в ее основе лежит

ценообразование);

3. Рыночный механизм распределяет экономические ресурсы эффективно, т.е. для

наилучшего удовлетворения потребностей;

4. Рыночный механизм способствует росту эффективности производства и повышению

эффетивности экономики в целом;

5. Рыночная экогномика — саморегулирующаяся и саморазивающяся.

Недостатки:

1. Асимметричность информации. Возникают риски в экономике (для производителя);

2. Стихийность (диспропорции спроса и предложения). Рыночная экономика развивается

циклично. Цикл, в основе которого лежит кризис, определяет характер развития;

3.

• а) Рыночный механизм социально нейтрален. Обеспечиваются люди, участвующие в

экономической деятельности;

• б) Нет социальных гарантий;

• в) Распределение прибылей и убытков на основе конкуренции => возникает

экономическое неравенство, дифференциация общества на обеспеченных и бедных.

Несмотря на эти недостатки, рыночный механизм позволяет достаточно эффективно решать

экономические проблемы.

 

11. Товар и его свойства.

 

Товарное производство означает, что продукт создается не для самого производителя, а для

обмена.

Возникло оно в условиях разложения первобытной общины, зарождения частной

собственности(обмен становится товарным), при первом общественном разделении труда

(материальное условие существования т/п).

Товар - экономическое благо (то, что обладает относительной редкостью). Он предназначен

для купли/продажи. Продукты превращаются в товар только с развитием т/п.

Свойства:

1) Товар должен быть полезен для покупателей (потребительская стоимость -

полезность).

2) Стоимость товара проявляется только в процессе обмена.

Стоимость - то, что делает товар качественно однородным и количественно сопоставимым.

Количество пропорции в процессе обмена определяется величиной стоимости каждого из

товаров.

 

 

12. Деньги и их функции.

 

Деньги - всеобщий эквивалент, в котором все другие товары выражают свою стоимость, к

которому можно приравнять любой товар и на который его можно обменять (товар -> деньги

-> товар).

Функции денег:

мера стоимости

Цена - стоимость товара, выраженная в деньгах.

средство обращения(обмена)

средство сбережения(накопления). Деньги обладают свойством ликвидности

средство платежа

функция мировых денег (обслуживание международного товарооборота)

Виды денег

Существует два подхода к разделению денег на виды: традиционный и современный.

Традиционный:

товарные деньги - некий товар, использующийся и как деньги, и как товар

(Стоимость товара меняется со стоимостью золота).

Т.е. то, из чего сделаны товарные деньги, может покупаться как обыкновенный товар

символические деньги - средство платежа, чья стоимость или покупательная

способность намного превосходит издержки их производства или их ценность при

альтернативного использования не в качестве денег (бумажные деньги, депозитные и

электронные)

Современный:

товарные деньги - покупательная способность которых сопоставлена с издержками

их производства или издержками их альтернативного использования

полноценные деньги - вид денег, представляющий собой денежные знаки,

покупательная способность которых прямо или косвенно основывается на

золоте/серебре (слитки, банкноты, монеты).

неразменные деньги - денежные знаки, замещающие в обращении полноценные

деньги и выступающие как знаки кредита (такие же, как символические)

• бумажные (наличные) + монеты

• депозиты (безналичные)

• счета в банке

• чеки

• векселя

• пластиковые карты

• электронные системы оплаты

 

13. Определение ценности товара.

 

Теории:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: