4. Формы собственности.
Формы собственности:
1. Частная (индивидуальная) — исключительное право собственности,
принадлежащее одному лицу;
2. Коллективная — права принадлежат некому сообществу людей, они контролируют
доступ к ресурсу к продукту;
3. Кооперативная (коммунальная) — возникает на основе кооперативов (широко
распространена)
4. Государственная — исключительное право собственности принадлежит государству,
вернее, тем, кто государство контролирует;
5. Общая (общественная) — свободный доступ к ресурсам и продуктам.
5. Трансакционнные издержки.
Интересен механизм возникновения
фирмы: "Зачем нужна фирма, если есть рынок?"(ведь собственники ресурсов могут и
сами торговать на рынке). Имеет место фактор издержек трансакций(обычно
принимавшихся равными нулю).(Трансакционные издержки – это издержки ведения
сделок: информационные, издержки измерения качества товаров и услуг, на
разработку правил ведения контрактов, издержки уклонения от ответственности за
выполнение обязательств по сделкам и т. д.) Как следствие, фирма трактуется как
совокупность взаимовыгодных контрактов (т.е., её появление обусловлено
существованием издержек рыночного механизма). Путём создания фирмы можно
сэкономить на определённых издержках рыночного механизма.
6. Социально-экономические системы.
Экономическая система - совокупность взаимосвязанных экономических элементов,
образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство
отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена, потребления
экономических благ.
Виды экономических систем:
• 1) По механизму хозяйства (методам решения экономических проблем):
• а) Традиционная
• б) Командно-административная
• в) Рыночная
• г) Смешанная
• 2) По отношениям собственности (у Марксизма):
• а) Первобытно-общинный
• б)Феодальный
• в) Капитализм
• г) Социализм
• д) Коммунизм
7. Натуральное и товарное хозяйство.
8. Разделение труда.
Разделение труда — исторически сложившийся процесс обособления, видоизменения, закрепления отдельных видов трудовой деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.
Различают:
- общее разделение труда по отраслям общественного производства;
- частное разделение труда внутри отраслей;
- единичное разделение труда внутри организаций по технологическим, квалификационным и функциональным признакам.
Является причиной повышения общей производительности труда организованной группы специалистов (синергетический эффект) за счет:
- Выработки навыков и автоматизма совершения простых повторяющихся операций
- Сокращения времени, затрачиваемого на переход между различными операциями
Концепция разделения труда довольно полно описана Адамом Смитом в первых трех главах своего пятитомного трактата «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Выделяют общественное разделение труда — распределение в обществе социальных функций между людьми — и международное разделение труда.
Общественное разделение труда - это разделение труда прежде всего на труд производительный и управленческий. (Ф.Энгельс "Анти-Дюринге" соч., т.20,стр.293) по материалам КОБ
9. Рынок. Типы рынков.
Рынок представляет собой особую форму обмена..
Опр.1: институт, механихм, сводящий вместе покупателей и продавцов товаров и услуг.
Опр.2: пакет соглашений, при помощи которых продавцы и покупатели товаров и услуг
вступают в контакт по поводу купли-продажи данных товаров и услуг.
По характеру контакта можно выделить следующие виды рынков:
• 1. Личный контакт;
• 2. Безличный контакт;
• 3. Контакт через посредника.
По географическому положению и масштабу:
• 1. Локальные (местные) рынки;
• 2. Национальные рынки;
• 3. Международный (мировой) рынок.
По степени ограничения конкуренции:
• 1. Свободный рынок;
• 2. Рынок монополистической конкуренции;
• 3. Олигопольный рынок;
• 4. Монополистический рынок.
По характеру продаж:
• 1. Биржевой;
• 2. Оптовый;
• 3. Розничный.
По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
• 1. рынок товаров и услуг;
• 2. рынок средств производства;
• 3. рынок труда;
• 4. рынок инвестиций;
10. Достоинства и недостатки рынка.
1. Рыночный механизм ориентирует производство именно на удовлетворение нужд
потребителя;
2. Создается прочная и действенная система обратных связей (рыночный механизм
создает мощную сигнальную систему для экономических субъектов, в ее основе лежит
ценообразование);
3. Рыночный механизм распределяет экономические ресурсы эффективно, т.е. для
наилучшего удовлетворения потребностей;
4. Рыночный механизм способствует росту эффективности производства и повышению
эффетивности экономики в целом;
5. Рыночная экогномика — саморегулирующаяся и саморазивающяся.
Недостатки:
1. Асимметричность информации. Возникают риски в экономике (для производителя);
2. Стихийность (диспропорции спроса и предложения). Рыночная экономика развивается
циклично. Цикл, в основе которого лежит кризис, определяет характер развития;
3.
• а) Рыночный механизм социально нейтрален. Обеспечиваются люди, участвующие в
экономической деятельности;
• б) Нет социальных гарантий;
• в) Распределение прибылей и убытков на основе конкуренции => возникает
экономическое неравенство, дифференциация общества на обеспеченных и бедных.
Несмотря на эти недостатки, рыночный механизм позволяет достаточно эффективно решать
экономические проблемы.
11. Товар и его свойства.
Товарное производство означает, что продукт создается не для самого производителя, а для
обмена.
Возникло оно в условиях разложения первобытной общины, зарождения частной
собственности(обмен становится товарным), при первом общественном разделении труда
(материальное условие существования т/п).
Товар - экономическое благо (то, что обладает относительной редкостью). Он предназначен
для купли/продажи. Продукты превращаются в товар только с развитием т/п.
Свойства:
• 1) Товар должен быть полезен для покупателей (потребительская стоимость -
полезность).
• 2) Стоимость товара проявляется только в процессе обмена.
Стоимость - то, что делает товар качественно однородным и количественно сопоставимым.
Количество пропорции в процессе обмена определяется величиной стоимости каждого из
товаров.
12. Деньги и их функции.
Деньги - всеобщий эквивалент, в котором все другие товары выражают свою стоимость, к
которому можно приравнять любой товар и на который его можно обменять (товар -> деньги
-> товар).
Функции денег:
• мера стоимости
• Цена - стоимость товара, выраженная в деньгах.
• средство обращения(обмена)
• средство сбережения(накопления). Деньги обладают свойством ликвидности
• средство платежа
• функция мировых денег (обслуживание международного товарооборота)
Виды денег
Существует два подхода к разделению денег на виды: традиционный и современный.
Традиционный:
• товарные деньги - некий товар, использующийся и как деньги, и как товар
(Стоимость товара меняется со стоимостью золота).
Т.е. то, из чего сделаны товарные деньги, может покупаться как обыкновенный товар
• символические деньги - средство платежа, чья стоимость или покупательная
способность намного превосходит издержки их производства или их ценность при
альтернативного использования не в качестве денег (бумажные деньги, депозитные и
электронные)
Современный:
• товарные деньги - покупательная способность которых сопоставлена с издержками
их производства или издержками их альтернативного использования
• полноценные деньги - вид денег, представляющий собой денежные знаки,
покупательная способность которых прямо или косвенно основывается на
золоте/серебре (слитки, банкноты, монеты).
• неразменные деньги - денежные знаки, замещающие в обращении полноценные
деньги и выступающие как знаки кредита (такие же, как символические)
• бумажные (наличные) + монеты
• депозиты (безналичные)
• счета в банке
• чеки
• векселя
• пластиковые карты
• электронные системы оплаты
13. Определение ценности товара.
Теории: