Цель: Обсудить со студентами историю и современное состояние исследований мотивов.
Вопросы для обсуждения:
1.Определение потребностей. Классификация человеческих потребностей по А.Маслоу. Мотивы и потребности.
2.Основные подходы к изучению мотивации. Теория инстинктов. Специфика исследования мотивации в бихевиоризме, психоанализе, гуманистической психологии.
3.Проблема мотивации в психологии деятельности.
4.Развитие мотивации. Развитие индивидуальных различий мотивов.
Задание: СРС (ДР6) – Вести запись основных понятий в своём словаре.
Предложите схему «Мотивы и потребности».
Форма отчёта: Оформленная схема или образ «Мотивы и потребности».
Литература:
1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т.- т.2.-М.: Педагогика, 1989. Глава IV (Задачи и мотивы деятельности.-41-49с., Мотивы учения.- с.80-84)
2 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1982(1975)
(Мотивы, эмоции и личность.с. 189-206).
3 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.- М.,1986. Т.1- с. 12-55, 56-93, 123-
178, 179-242. Социальные мотивы - аффилиация и власть.с. 289-337.
Мотивация отдельных видов деятельности
Цель: Обсудить со студентами мотивацию отдельных видов деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1 Понятие мотивация.
2 Основные характеристики мотивационной сферы человека.
3 Мотивация учебной деятельности.
4.Мотивация профессиональной деятельности. Профессиограмма. Мотивационно-смысло—целевая сфера профессионализма (по А.К. Марковой).
Задание: СРС (ДР7) – Вести запись основных понятий в своём словаре.
Предложите схему «Мотивация профессиональной деятельности психолога».
Форма отчёта: Оформленная схема или образ «Мотивация профессиональной деятельности психолога».
Литература:
1Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1982(1975)
(Мотивы, эмоции и личность. с. 189-206).
2Маркова А.К., Чувакова О.А. и др. Формирование интереса к учению у школьников. - М.: Педагогика, 1986. Глава 3. Развитие мотивации и интерес к учению. с. 93-148.
Мотивированное поведение как характеристика личности.
Цель: Обсудить со студентами мотивированное поведение личности.
Вопросы для обсуждения:
1 Мотивация достижения и избегания. Уровень притязаний и самооценка.
2 Особенности проявления мотивов аффилиации и власти.
4 Мотив отвержения. Просоциальное поведение.
5 Агрессия и мотив агрессивности.
Задание: СРС (ДР8) – Вести запись основных понятий в своём словаре.
Предложите схему «Мотивированное поведение».
Форма отчёта: Оформленная схема или образ «Мотивированное поведение».
Литература:
1Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: АСТ: Астрель, 2009.-704 с.: ил.-(Хрестоматия по психологии).
2 Большая психологическая энциклопедия.- М.: Эксмо, 2007.-544 с. / Ред. Альмуханова А.Б., Гладкова Е.С., Холодова Т.А. и др.
Биологические предпосылки и социальные условия развития личности.
Цель: Обсудить со студентами биологические предпосылки и социальные условия развития личности.
Вопросы для обсуждения:
1Проблема взаимодействия биологического, социального и психического.
2 Биогенетическая точка зрения на развитие личности.
3 Социогенетическая точка зрения на развитие личности.
4 Познавательная активность личности, как условие развитие личности.
Задание: СРС (ДР9) – Вести запись основных понятий в своём словаре.
Предложите схему «Биологическое и социальное, познавательная активность личности».
Форма отчёта: Оформленная схема или образ «Биологическое и социальное, познавательная активность личности».
Литература:
1 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Изд-во Моск. ун-та,1981.-410-435 с.
2 Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.,1990.-40-123 с.
3 Роджерс К. Взгляд на психотерапию.- М.: Изд-во Моск. ун-та.-2000. С.232.
Структура личности
Цель: Обсудить и проанализировать со студентами структуру личности.
Вопросы для обсуждения:
1 Психологическая структура личности. Теории черт.
2 Факторный подход к структуре личности.
3 Психоанализ о структуре личности.
4 Отношения как элемент строения личности. (А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн).
5 Современные подходы к описанию личности.
Задание: СРС (ДР10) – Вести запись основных понятий в своём словаре.
Литература:
1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т.- М.,1989,2005. Т.1с. 95-148, с. 211-249.
2Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Или Избранные психологические труды. Т 1. Индивидуальность.с.124-205.
3 Братусь Б.С. Аномалии личности.- М.: Мысль, 1988-2002.-304 с.
Развитие личности
Цель:Обсудить и проанализировать особенности развитие личности.
Вопросы для обсуждения:
1 Объективный и субъективный подходы к выделению движущих сил развития личности.
2 Активность субъекта как движущая сила развития личности в рамках деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).
3 Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности в теории З.Фрейда.
4Поиск смысла жизни и самосозидание как движущая сила развития личности (Ф. Франкл, К. Роджерс).
5 Возрастная сензитивность личности.
З адание: СРС (ДР11) – Вести запись основных понятий в своём словаре.
Предложите свои темы докладов на тему семинара.
Форма отчёта: Доклады студентов.
Литература:
1 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Изд-во Моск. ун-та,1981.-410-435 с.
2 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.,1998-2002.
3 Фромм Э. Бегство от свободы.- М.,1990. с.214-225.
4 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1989. Двадцать вторая лекция. Представление о развитии и регрессии. Этиология. с.216-218.
Способности человека
Цель:Обсудить и проанализировать способности человека.
Вопросы для обсуждения:
1 Общая характеристика способностей человека.
2 Классификация способностей: теоретические и практические, учебные и творческие.
3 Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Основная классификация уровней развития способностей.
4 Врождённые задатки и генотип.
5Одарённость. Компенсация способностей. Мастерство и талант. Гениальность.
6Природа человеческих способностей.
7 Развитие способностей. Проблема профориентации.
Задание: СРС (ДР12) – Вести запись основных понятий в своём словаре.
Предложите схему «Способности человека».
Форма отчёта: Оформленная схема или образ «Способности человека».
Литература:
1Теплов Б.М. Способности и одаренность. / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- М.: 1981.с. 32-40.
2 Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов./ Психология индивидуальных различий. Тексты.- М.,1982.с. 110-115.
3.13 Темперамент как форма интеграции первичных индивидуальных свойств
Цель:Обсудить и проанализировать темперамент как форму интеграции первичных индивидуальных свойств.
Вопросы для обсуждения:
1.Понятие о темпераменте. История учений о типах темперамента. (Гиппократа, Э. Кречмера, У. Шелдона).
2.Учение И.П.Павлова о типах ВНД как физиологической основе темперамента.
3.Свойства темперамента по Б.М. Теплову.
4.Концепция темперамента В.М. Русалова, В.Д Небылицина.
5.Психологическая характеристика темперамента и особенности деятельности личности.
6. Развитие свойств темперамента в жизненном опыте человека.
Задание: СРС (ДР13) – Вести запись основных понятий в своём словаре.
Предложите свою тему доклада «Темперамент и Я».
Форма отчёта: доклад.
Литература: