История и современное состояние психологии мотивов

Цель: Обсудить со студентами историю и современное состояние исследований мотивов.

Вопросы для обсуждения:

1.Определение потребностей. Классификация человеческих потребностей по А.Маслоу. Мотивы и потребности.

2.Основные подходы к изучению мотивации. Теория инстинктов. Специфика исследования мотивации в бихевиоризме, психоанализе, гуманистической психологии.

3.Проблема мотивации в психологии деятельности.

4.Развитие мотивации. Развитие индивидуальных различий мотивов.

Задание: СРС (ДР6) – Вести запись основных понятий в своём словаре.

Предложите схему «Мотивы и потребности».

Форма отчёта: Оформленная схема или образ «Мотивы и потребности».

Литература:

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т.- т.2.-М.: Педагогика, 1989. Глава IV (Задачи и мотивы деятельности.-41-49с., Мотивы учения.- с.80-84)

2 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1982(1975)

(Мотивы, эмоции и личность.с. 189-206).

3 Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность.- М.,1986. Т.1- с. 12-55, 56-93, 123-

178, 179-242. Социальные мотивы - аффилиация и власть.с. 289-337.

Мотивация отдельных видов деятельности

Цель: Обсудить со студентами мотивацию отдельных видов деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1 Понятие мотивация.

2 Основные характеристики мотивационной сферы человека.

3 Мотивация учебной деятельности.

4.Мотивация профессиональной деятельности. Профессиограмма. Мотивационно-смысло—целевая сфера профессионализма (по А.К. Марковой).

Задание: СРС (ДР7) – Вести запись основных понятий в своём словаре.

Предложите схему «Мотивация профессиональной деятельности психолога».

Форма отчёта: Оформленная схема или образ «Мотивация профессиональной деятельности психолога».

Литература:

1Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1982(1975)

(Мотивы, эмоции и личность. с. 189-206).

2Маркова А.К., Чувакова О.А. и др. Формирование интереса к учению у школьников. - М.: Педагогика, 1986. Глава 3. Развитие мотивации и интерес к учению. с. 93-148.

Мотивированное поведение как характеристика личности.

Цель: Обсудить со студентами мотивированное поведение личности.

Вопросы для обсуждения:

1 Мотивация достижения и избегания. Уровень притязаний и самооценка.

2 Особенности проявления мотивов аффилиации и власти.

4 Мотив отвержения. Просоциальное поведение.

5 Агрессия и мотив агрессивности.

Задание: СРС (ДР8) – Вести запись основных понятий в своём словаре.

Предложите схему «Мотивированное поведение».

Форма отчёта: Оформленная схема или образ «Мотивированное поведение».

Литература:

1Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: АСТ: Астрель, 2009.-704 с.: ил.-(Хрестоматия по психологии).

2 Большая психологическая энциклопедия.- М.: Эксмо, 2007.-544 с. / Ред. Альмуханова А.Б., Гладкова Е.С., Холодова Т.А. и др.

Биологические предпосылки и социальные условия развития личности.

Цель: Обсудить со студентами биологические предпосылки и социальные условия развития личности.

Вопросы для обсуждения:

1Проблема взаимодействия биологического, социального и психического.

2 Биогенетическая точка зрения на развитие личности.

3 Социогенетическая точка зрения на развитие личности.

4 Познавательная активность личности, как условие развитие личности.

Задание: СРС (ДР9) – Вести запись основных понятий в своём словаре.

Предложите схему «Биологическое и социальное, познавательная активность личности».

Форма отчёта: Оформленная схема или образ «Биологическое и социальное, познавательная активность личности».

Литература:

1 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Изд-во Моск. ун-та,1981.-410-435 с.

2 Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.,1990.-40-123 с.

3 Роджерс К. Взгляд на психотерапию.- М.: Изд-во Моск. ун-та.-2000. С.232.

Структура личности

Цель: Обсудить и проанализировать со студентами структуру личности.

Вопросы для обсуждения:

1 Психологическая структура личности. Теории черт.

2 Факторный подход к структуре личности.

3 Психоанализ о структуре личности.

4 Отношения как элемент строения личности. (А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн).

5 Современные подходы к описанию личности.

Задание: СРС (ДР10) – Вести запись основных понятий в своём словаре.

Литература:

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т.- М.,1989,2005. Т.1с. 95-148, с. 211-249.

2Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Или Избранные психологические труды. Т 1. Индивидуальность.с.124-205.

3 Братусь Б.С. Аномалии личности.- М.: Мысль, 1988-2002.-304 с.

Развитие личности

Цель:Обсудить и проанализировать особенности развитие личности.

Вопросы для обсуждения:

1 Объективный и субъективный подходы к выделению движущих сил развития личности.

2 Активность субъекта как движущая сила развития личности в рамках деятельностного подхода (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

3 Сублимация исходных влечений как движущая сила развития личности в теории З.Фрейда.

4Поиск смысла жизни и самосозидание как движущая сила развития личности (Ф. Франкл, К. Роджерс).

5 Возрастная сензитивность личности.

З адание: СРС (ДР11) – Вести запись основных понятий в своём словаре.

Предложите свои темы докладов на тему семинара.

Форма отчёта: Доклады студентов.

Литература:

1 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Изд-во Моск. ун-та,1981.-410-435 с.

2 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.-М.,1998-2002.

3 Фромм Э. Бегство от свободы.- М.,1990. с.214-225.

4 Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1989. Двадцать вторая лекция. Представление о развитии и регрессии. Этиология. с.216-218.

Способности человека

Цель:Обсудить и проанализировать способности человека.

Вопросы для обсуждения:

1 Общая характеристика способностей человека.

2 Классификация способностей: теоретические и практические, учебные и творческие.

3 Уровни развития способностей и индивидуальные различия. Основная классификация уровней развития способностей.

4 Врождённые задатки и генотип.

5Одарённость. Компенсация способностей. Мастерство и талант. Гениальность.

6Природа человеческих способностей.

7 Развитие способностей. Проблема профориентации.

Задание: СРС (ДР12) – Вести запись основных понятий в своём словаре.

Предложите схему «Способности человека».

Форма отчёта: Оформленная схема или образ «Способности человека».

Литература:

1Теплов Б.М. Способности и одаренность. / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии.- М.: 1981.с. 32-40.

2 Равич-Щербо И.В. Исследование природы индивидуальных различий методом близнецов./ Психология индивидуальных различий. Тексты.- М.,1982.с. 110-115.

3.13 Темперамент как форма интеграции первичных индивидуальных свойств

Цель:Обсудить и проанализировать темперамент как форму интеграции первичных индивидуальных свойств.

Вопросы для обсуждения:

1.Понятие о темпераменте. История учений о типах темперамента. (Гиппократа, Э. Кречмера, У. Шелдона).

2.Учение И.П.Павлова о типах ВНД как физиологической основе темперамента.

3.Свойства темперамента по Б.М. Теплову.

4.Концепция темперамента В.М. Русалова, В.Д Небылицина.

5.Психологическая характеристика темперамента и особенности деятельности личности.

6. Развитие свойств темперамента в жизненном опыте человека.

Задание: СРС (ДР13) – Вести запись основных понятий в своём словаре.

Предложите свою тему доклада «Темперамент и Я».

Форма отчёта: доклад.

Литература:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: