Цель: Обсудить виды мышления и теории мышления.
Вопросы для обсуждения:
1.Природа и основные виды мышления.
2.Классификация мышления. По характеру: теоретическое и практическое. По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. По степени новизны: репродуктивное, продуктивное. По степени развёрнутости: дискурсивное, интуитивное.
Задание: СРС (ДР2) – Вести запись основных понятий в своём словаре.
Написать доклады по видам и теориям мышления.
Литература:
1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер». 2002-2010, Гл. 12 Мышление.
2. Общая психология. Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Раздел III. Субъект познания. Выпуск 2. Основные теоретические подходы к изучению познания. Часть 2.-М., 1997:
2.3 Мышление как форма познавательной деятельности субъекта.
Цель: Обсудить и проанализировать мышление как форму познавательной деятельности субъекта и экспериментальные исследования мышления.
Вопросы для обсуждения:
1. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
|
|
2. Форма мышления - понятия. Понятия: общие и единичные. Усвоение понятий - «стратегия экземпляра» (понятие мебель).
3. Усвоение понятий - стратегия «проверка гипотез» (основана на абстракциях).
4.«Суждение» и «понимание». Глубина понимания. Отчётливость осознания связей и отношений. Полнота осмысления. Обоснованность понимания.
5.Виды понимания: непосредственное, опосредованное или дискурсивное.
6.Форма мышления – умозаключение.
Задание: СРС (ДР3) – Вести запись основных понятий в своём словаре.
Предложите структурную схему «Формы мышления».
Форма отчёта: Оформленная структурная схема «Формы мышления».
Литература:
Развитие творческого мышления: Психологический практикум / Сост. Т.Н. Страбахина. – Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 1995.
2 Общая психология.Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Раздел III. Субъект познания. Выпуск IV. Экспериментальные исследования мышления.-М.,1997./ Под общей ред. В.В. Петухова:
Индивидуально-личностная детерминация мышления.
Цель: Обсудить и проанализировать исследования индивидуально-личностной детерминации мышления.
Вопросы для обсуждения:
1 Мышление как процесс постановки и решения творческих задач. Этапы творческого процесса. Факторы, влияющие на успешность решения задач.
2 Метод самонаблюдения и исследования мышления в вюрцбургской школе.
3 Метод рассуждения вслух и анализ средств мыслительного процесса в гештальт-психологии. Проблема выделения стадий мыслительного процесса. 4 Метод подсказки (наводящей задачи) и условия ее эффективности в исследованиях мышления.
|
|
5 Использование поведенческих и физиологических реакций для изучения мыслительного процесса. Понятие невербализованного смысла.
Задание: СРС (ДР4) – Вести запись основных понятий в своём словаре.
Предложите структурную схему «Мышление».
Форма отчёта: Оформленная структурная схема или образ «Мышление».
Литература:
1Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер». 2002-2010, Гл. 12 Мышление.
2 Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие.- СПб.: Питер.2009.-256 с. ил.- (Серия «Учебное пособие»).
Исследование мышления с позиций деятельностного подхода
Цель:Обсудить и проанализировать исследование мышления с позиций деятельностного подхода.
Вопросы для обсуждения:
Логическая теория мышления. (С.Л. Рубинштейн).