Виды мышления. Теории мышления

Цель: Обсудить виды мышления и теории мышления.

Вопросы для обсуждения:

1.Природа и основные виды мышления.

2.Классификация мышления. По характеру: теоретическое и практическое. По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. По степени новизны: репродуктивное, продуктивное. По степени развёрнутости: дискурсивное, интуитивное.

Задание: СРС (ДР2) – Вести запись основных понятий в своём словаре.

Написать доклады по видам и теориям мышления.

Литература:

1. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер». 2002-2010, Гл. 12 Мышление.

2. Общая психология. Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Раздел III. Субъект познания. Выпуск 2. Основные теоретические подходы к изучению познания. Часть 2.-М., 1997:

2.3 Мышление как форма познавательной деятельности субъекта.

Цель: Обсудить и проанализировать мышление как форму познавательной деятельности субъекта и экспериментальные исследования мышления.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

2. Форма мышления - понятия. Понятия: общие и единичные. Усвоение понятий - «стратегия экземпляра» (понятие мебель).

3. Усвоение понятий - стратегия «проверка гипотез» (основана на абстракциях).

4.«Суждение» и «понимание». Глубина понимания. Отчётливость осознания связей и отношений. Полнота осмысления. Обоснованность понимания.

5.Виды понимания: непосредственное, опосредованное или дискурсивное.

6.Форма мышления – умозаключение.

Задание: СРС (ДР3) – Вести запись основных понятий в своём словаре.

Предложите структурную схему «Формы мышления».

Форма отчёта: Оформленная структурная схема «Формы мышления».

Литература:

Развитие творческого мышления: Психологический практикум / Сост. Т.Н. Страбахина. – Новгород: НовГу им. Ярослава Мудрого, 1995.

2 Общая психология.Тексты для подготовки к семинарским занятиям. Раздел III. Субъект познания. Выпуск IV. Экспериментальные исследования мышления.-М.,1997./ Под общей ред. В.В. Петухова:

Индивидуально-личностная детерминация мышления.

Цель: Обсудить и проанализировать исследования индивидуально-личностной детерминации мышления.

Вопросы для обсуждения:

1 Мышление как процесс постановки и решения творческих задач. Этапы творческого процесса. Факторы, влияющие на успешность решения задач.

2 Метод самонаблюдения и исследования мышления в вюрцбургской школе.

3 Метод рассуждения вслух и анализ средств мыслительного процесса в гештальт-психологии. Проблема выделения стадий мыслительного процесса. 4 Метод подсказки (наводящей задачи) и условия ее эффективности в исследованиях мышления.

5 Использование поведенческих и физиологических реакций для изучения мыслительного процесса. Понятие невербализованного смысла.

Задание: СРС (ДР4) – Вести запись основных понятий в своём словаре.

Предложите структурную схему «Мышление».

Форма отчёта: Оформленная структурная схема или образ «Мышление».

Литература:

1Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: «Питер». 2002-2010, Гл. 12 Мышление.

2 Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие.- СПб.: Питер.2009.-256 с. ил.- (Серия «Учебное пособие»).

Исследование мышления с позиций деятельностного подхода

Цель:Обсудить и проанализировать исследование мышления с позиций деятельностного подхода.

Вопросы для обсуждения:

Логическая теория мышления. (С.Л. Рубинштейн).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: