Цель: Обсудить и проанализировать со студентами личность в философии, социологии и психологии.
Вопросы для обсуждения:
1 Общее понятие о личности. Структура личности и различные подходы к её изучению в психологии.
2 Понятие личности в философии и социологии.
3 История исследований личности. Три основных исторических периода в изучении личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный.
4 Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии.
Задание: СРС (ДР3) – Вести запись основных понятий в своём словаре.
Предложите схему «Структура личности» любого автора.
Форма отчёта: Оформленная структурная схема «Структура личности» любого автора.
Литература:
1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.:В 2т.- т.2.- М.: Педагогика.1989, 1999, 2005. Глава XIX. Самосознание личности и ее жизненный путь.
2 Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2002. – 480 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).
3 Андреева Г.М. Социальная психология.- М.,2004. Личность в социальной психологии. С.317-331.
Теоретические подходы к изучению человека в психологии.
Индивид, личность, индивидуальность
Цель: Обсудить и проанализировать со студентами теоретические подходы к изучению человека в психологии.
Вопросы для обсуждения:
1.История изучения феноменов: «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность».
2 Соотношение понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность».
3 Современные теории личности.
Задание: СРС (ДР4) – Вести запись основных понятий в своём словаре.
Нарисовать схему «Соотношение понятий «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность».
Литература:
1 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.: В 2т.- М.: Педагогика. Т.1.- 19-54 с., 124-148 с., 186-205 с. или Человек как предмет познания.
2 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб, 1998.с. 19-50.
3 Холл Кэлвин, Линдсей Гарднер. Теории личности.- М.: «КСП», 1997.-45-91 с., 273-307 с., 497-541 с.
Направленность и мотивы деятельности
Цель: Обсудить и проанализировать со студентами направленность и мотивы деятельности.
Вопросы для обсуждения:
1 Понятие о направленности личности, мотиве и мотивации деятельности.
2Основные формы направленности: желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения.
Задание: СРС (ДР5) – Вести запись основных понятий в своём словаре.
Предложите схему «Направленность личности».
Форма отчёта: Оформленная схема или образ «Направленность личности».
Литература:
1Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат.,1977-2002.-304 с.
2 Большая психологическая энциклопедия.- М.: Эксмо, 2007.-544 с. / Ред. Альмуханова А.Б., Гладкова Е.С., Холодова Т.А. и др.
3 Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: АСТ: Астрель, 2009.-704 с.: ил.- (Хрестоматия по психологии).