ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Структура и содержание отчета по учебной практике
Формой письменного представления результатов прохождения учебной практики является отчет. В нем следует представить решение заданий учебной практики.
Отчет по учебной практике имеет следующую структуру:
- титульный лист (приложение 1);
- задание на выполнение учебной практики (приложение 2);
- содержание (приложение 3);
- введение (приложение 4);
- основная часть (разделы, подразделы, пункты и выводы по разделам) (приложение 5);
- заключение;
- список использованных источников (приложение 6, 7);
- приложения (при необходимости).
Титульный лист
Титульным листом или титулом, называют первый лист работы, содержащий основные сведения о ней (приложение 1).
Задание на выполнение учебной практики
В задании на выполнение учебной практики содержатся данные о студенте, цели, задачи и информационная база исследования, сроки представления работы (приложение 2).
Содержание
В содержании приводят наименования структурных элементов работы с указанием номера страницы для каждого раздела, подразделов и пунктов в полном соответствии с их названиями, приведенными в работе.
|
|
В отчете по учебной практике содержание располагается на следующей за заданием на выполнение учебной практики странице (приложение 3).
Введение
Введение представляет собой наиболее ответственную часть работы, так как содержит в сжатой форме все положения, раскрытию которых посвящен отчет по учебной практике.
Во введении:
- обосновывается актуальность выбранной темы;
- определяется степень разработанности проблемы исследования на данный момент (степень изученности темы); дается обзор источников и соответствующей отечественной и зарубежной литературы с анализом авторских концепций по исследуемой проблеме;
- формулируются цель и задачи исследования;
- устанавливаются объект и предмет исследования;
- дается краткая характеристика структуры работы (приложение 4).
Под актуальностью темы понимается востребованность и значимость исследования научной проблемы в интересах научной отрасли, науки в целом и практики. В рамках отчета по учебной практике актуальность темы должна быть аргументирована.
Кроме того, актуальность темы может быть подтверждена существованием несовпадающих подходов и недостаточной изученностью темы, что должно быть отражено в ходе установления степени изученности темы. Степень разработанности проблемы (темы) – это краткая характеристика ее освещенности в литературе, выделение наиболее важных проблем и существующих подходов к их решению. Указанные в степени изученности авторы должны соответствовать источникам, отраженным в списке используемых источников.
|
|
Цель исследования ориентирует на конечный результат выполнения отчета по учебной практике. Определение цели исследования позволяет упорядочить процесс научного поиска в виде последовательности решения основных и дополнительных задач.
Задачи формируются в процессе разделения цели исследования на конкретные этапы, решение которых необходимо для ее достижения. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, исследовать, описать, установить, охарактеризовать, дать характеристику, обосновать, наметить, проанализировать, провести анализ, оценить, дать оценку, рассмотреть, определить, выяснить, уточнить, представить, разработать и т.п.). Как правило, формулировки задач ложатся в основу названий разделов (подразделов).
Объект исследования – это та часть научного знания, с которой связано исследование. К объекту относят процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, а также совокупность экономических отношений, механизмов и институтов.
Предмет исследования – это тот аспект проблемы, который исследуется в работе и находится в границах объекта. Предмет исследования определяет тему исследования.
Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
Краткая характеристика структуры работы должна представлять последовательность основных элементов работы (введение, разделы (подразделы), заключение, список используемых источников, приложения) и кратко отражать их содержание.
Основная часть
Требования к конкретному содержанию основной части устанавливаются в задании к учебной практике согласно соответствующему варианту.
В ней на основе изучения имеющейся отечественной и зарубежной научной и специальной литературы по исследуемой проблеме, а также нормативных материалов следует изучить, проанализировать конкретный материал по избранной теме, собранный во время работы над отчетом по учебной практике, дать всестороннюю характеристику объекту исследования, представить наглядно результаты проведенного исследования.
При освещении исследуемой проблемы не допускается пересказывание содержания учебников, учебных пособий, монографий, интернет-ресурсов и др. источников без соответствующих ссылок на них.
Обязательным для отчета по учебной практике являются логическая связь между разделами и подразделами, последовательное раскрытие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, критический подход к изучаемым данным с выражением собственной позиции, проведение необходимого анализа, аргументированность выводов, обоснованность предложений и рекомендаций.
Каждый подраздел (параграф) и каждый раздел работы должны завершаться выводами, представляющими собой краткое резюме проведенного исследования.
Заключение
Заключение как самостоятельный раздел работы должно содержать краткий обзор основных аналитических выводов проведенного исследования и описание полученных в ходе него результатов.
В целом представленные в заключении выводы и результаты исследования должны последовательно отражать решение всех задач, поставленных автором в начале работы (во введении), что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования. Из заключения должно быть понятно, считает ли студент цель работы достигнутой, а ее задачи – решенными.
Список использованных источников отражает степень изученности рассматриваемой автором проблемы.
Приложения
Часто в отчет по учебной практике включают дополнительный, вспомогательный материал, который необходим для пояснения ее содержания: большие таблицы (размеров в 1 страницу и более), схемы, диаграммы и т.п. Для удобства их выносят в конец работы в отдельный раздел, который называется «Приложения». Они оформляются как продолжение работы на последующих ее страницах и располагаются в порядке появления ссылок в тексте.
|
|